На фото Михаэль Хармс. Фото сайта www.oaoev.de
Ответственный редактор «НГ-энергии» Олег НИКИФОРОВ встретился в Берлине с руководителем влиятельного Восточного комитета германской промышленности Михаэлем ХАРМСОМ, который ответил на актуальные вопросы, связанные с современной политической жизнью и отношениями Германии и России.
– В сентябре в Берлине находился министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, и он впервые после большого перерыва заговорил о едином евразийском пространстве от Лиссабона до Владивостока. Как вы оцениваете этот проект с сегодняшней точки зрения и с позиций немецкой экономики?
– Мы всегда поддерживали и поддерживаем эту идею, и, как вы знаете, со стороны немецкой политики она воспринимается позитивно. Идея о таком новом экономическом пространстве даже включена в новый коалиционный договор трех партий (ХДС/ХСС и СДПГ), которые сейчас образуют правительственную коалицию в Берлине. Другими словами, теоретически все находящиеся у власти политические силы в Германии это поддерживают, и мы как бизнес заинтересованы и в чисто практических результатах такого общего экономического пространства. Чем меньше торговых барьеров, чем больше рынок, чем понятнее общие стандарты и правила, тем лучше, конечно, для бизнеса.
Но с политической точки зрения основная проблема – в Брюсселе, поскольку комиссия Евросообщества пока отказывается вести прямые политические переговоры с евразийской экономической комиссией, что, по нашему мнению, было бы необходимо, и в данном вопросе мы не очень сильно продвинулись.
– Что, по вашему мнению, можно было бы сделать в данном случае с позиций немецкой экономики?
– Мы уже делаем. Если нет движения в политическом плане, то надо начинать с практических вещей. Мы совсем недавно подписали договор с РСПП о совместной работе по гармонизации технических параметров во многих отраслях промышленности, и тут сами фирмы ведут этот диалог, и он уже переложен в рекомендации соответствующим органам для дальнейшей гаромонизации. У нас есть с РСПП и другой проект, касающийся дигитализации, и оба предпринимательских союза работают сообща в этом важном направлении. Мы ведем диалог со многими крупными российскими фирмами, такими как «Росатом», «Роснефть», «Газпром», и помогаем им выходить в том числе и на немецкий рынок.
– Сейчас усиливается санкционный режим. Это влияет на функции ВТО, которая по многим вопросам перестает работать. Как вы видите проблему дальнейшего развития отношений между Россией и Германией, Россией и ЕС в условиях ужесточения санкционного режима со стороны США?
– В связи с такой постановкой вашего вопроса хотелось бы кое-что уточнить. Во-первых, санкционное давление увеличивается исключительно со стороны Соединенных Штатов, со стороны Европы усиления санкционного режима нет. Этот момент я все-таки хотел бы подчеркнуть. Во вторых, я с такой негативной оценкой деятельности ВТО не согласен. ВТО ослаблена, но все-таки, по нашему мнению, остается и должна оставаться главной системообразующей организацией в сфере мировой торговли. Конечно, все эти планы и уже имеющиеся частичные действия со стороны США очень сильно беспокоят немецкую экономику, и есть уже очень конкретные потери, которые мы несем. Если взять, к примеру, апрельские санкции, которые были направлены против РУСАЛа, то немецкая и европейская алюминиевая промышленность от них сильно страдает. В связи с этим очень обеспокоены банки, энергетика, многие поставщики. Поэтому, конечно, ситуация не очень простая, и мы ведем достаточно открытый диалог с нашими американскими коллегами. Но санкции – это очень сильная тенденция, которая лежит скорее во внутриполитических темах самих Соединеных Штатов. Американцы постоянно нам говорят, что они хотят согласовывать этот вопрос со своими союзниками и не вредить нам, но, к сожалению, все указывает на то, что нас ждет еще большее усиление санкционного режима.
– Энергетика играет значительную роль в отношениях России с Европой и Германией, и американская санкционная политика направлена против энергетического сотрудничества Европы с Россией. Как вы оцениваете в связи с этим шансы на завершение проекта «Северный поток – 2»?
– Пока я думаю, что санкций против «Северного потока – 2» нет. И наоборот, в санкционном законе, принятом в США в прошлом году, имеется оговорка, что проекты, которые были заключены до 2 апреля 2017 года, не подпадают под санкции. Это касается и «Северного потока – 2». Поэтому мы оцениваем шансы на реализацию этого проекта как очень высокие. Как вам известно, разрешения от всех стран, кроме Дании, уже получены. Но даже если разрешение от Дании не будет получено, то газопровод все равно будет построен, и в его реализации я достаточно уверен.
– Как известно, не так давно канцлер Ангела Меркель вела переговоры с представителями Катара о поставках сжиженного газа в Германию. Президент Трамп также намерен поставлять американский сжиженный газ в Европу и Германию. Да и Россия уже начала поставлять сжиженный газ в другие страны. В данном случае речь идет о «НОВАТЭКе». Как вы оцениваете перспективы конкуренции трубопроводного и сжиженного газа на европейском рынке, и в частности в Германии?
– Я думаю, и Европа, и Германия находятся в выгодном положении, потому что возможности газовых поставок очень широкие, и существует достаточная инфраструктура для таких поставок. В Европе имеются и терминалы для доставки сжиженного газа. Небольшой такой терминал будет скоро построен «НОВАТЭКом» и компанией Fluxys в Ростоке. Это будет терминал без подключения к газопроводу – только для использования СПГ на месте. Я думаю, что большие терминалы планируются в Вильгельмсхафене. Но во всяком случае, и трубопроводный газ, и сжиженный газ находятся на очень конкурентном рынке. Цены в Европе очень низкие по сравнению с Азией именно потому, что у нас имеется широкий спектр поставщиков и очень либерализованный рынок – рынок покупателя. Поэтому каждый новый проект улучшает в конце концов положение покупателей в Европе, и рынок должен решить, какой газ ей выгоден. Пока трубопроводный газ однозначно дешевле, и, хотя это сложно предугадать, возможно, это так и останется.
– У России есть две проблемы, относящиеся к санкциям. Первая проблема – это финансирование проектов, и в связи с этим неслучайно Россия обращается к помощи Китая, и вторая проблема связана с трансфером технологий. Как в Европе видят пути решения этих проблем?
– Разумеется в области финансирования санкции действуют, хотя я считаю, что перед Россией скорее стоит не проблема нехватки денег, а проблема хороших долгосрочных проектов. Что касается наличности, то в российских банках очень много денег, и Российское государство имеет неплохие запасы валюты и средств, в том числе и в Фонде национального благосостояния. Я думаю, что более интересный вопрос заключается в предложении соответствующих выгодных проектов. Многие международные банки, включая китайские банки и арабские фонды, с удовольствием будут инвестировать в подобные проекты. Для немецких банков этот вопрос не так остро стоит из-за санкций. Но я думаю, что такой большой проблемы у России в немецких банках нет.
Что касается трансфера технологий, я бы сказал, что санкции охватывают очень небольшой спектр. Это военно-техническое сотрудничество, технологии для арктической и шельфовой добычи. Все остальное достаточно хорошо импортируется, я знаю, что у немецких фирм нет проблем с поставкой своих технологий в Россию.
– Россия пытается побудить немецкие фирмы развивать локализацию. Локализация в изестной степени может служить и для трансфера технологий. Что вы думаете по этому поводу?
– Локализация – это тема, которая в принципе может быть полезна для обеих сторон, и сейчас, скажем, новая стратегия Автопрома говорит о том, что 5% выручки необходимо потратить на исследования и разработки. Но проблема в том, что локализация должна быть экономически оправданной. И с этим как раз возникают проблемы, потому что российский рынок при всей его привлекательности недостаточно большой для локализации целого замкнутого цикла производства. Поэтому фирмам так сложно принять это решение. Скажем, у Китая более выгодное положение, потому что китайский рынок намного более объемный. Там немецкие фирмы очень охотно идут на локализацию. Поэтому локализация таким административным способом является проблематичной, и ее нужно рассматривать критически.
комментарии(0)