Федеральная антимонопольная служба начинает играть все более важную роль в отечественной рыночной экономике. Фото РИА Новости
С июля 2018 года действуют сбытовые надбавки, установленные с применением метода сравнения аналогов (эталонов затрат).
Переход к новому методу регулирования был обусловлен необходимостью исключения субъективной оценки регулирующими органами экономической обоснованности расходов гарантирующих поставщиков, повышения прозрачности тарифного регулирования, устранения тарифной дискриминации, приведения тарифных решений регулирующих органов субъектов Российской Федерации к сопоставимым параметрам.
Результатами внесенных изменений стали сокращение разброса в значениях сбытовых надбавок по принятым тарифным решениям в субъектах Российской Федерации, а по значительной части принятых решений сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков с 1 июля 2018 года снизились. Сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков в среднем по всем категориям потребителей и субъектам Российской Федерации изменились с 1 июля 2018 года на 1 коп. за 1 кВт-ч и составили 21 коп. за 1 кВт-ч. При этом сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков в среднем для категории потребителей, относящихся к представителям малого бизнеса, снизились до 26 коп. за 1 кВт-ч, для крупных потребителей они также не увеличились и составляют 9 коп. за 1 кВт-ч. , для крупных потребителей увеличения сбытовые надбавки в среднем также не увеличились и составляют 9 коп. за 1 кВт-ч.
Положительным примером явилось снижение цен на электрическую энергию для предпринимателей Курганской области в июле 2018 года по сравнению с июнем 2018 года на 44 коп. за 1 кВт-ч. Эффект более 30 коп. за 1 кВт-ч был обусловлен именно снижением величины сбытовых надбавок гарантирующего поставщика.
Заметное снижение сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для представителей малого и среднего бизнеса с июля 2018 года зафиксировано также в Республике Карелия, Архангельской области, Алтайском крае, Республике Тыва, Томской, Новгородской, Мурманской и Ярославской областях, Республике Хакасия, Ростовской области, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Ингушетия.
Необходимо отметить, что переход на простой и прозрачный метод расчета сбытовых надбавок с применением эталонов затрат, установленных непосредственно в методических указаниях, привел к сокращению споров по тарифным решениям. Если раньше ежегодно Федеральной антимонопольной службой и судами рассматривались десятки споров, касающихся установления сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, то в 2018 году нам известно только о трех таких спорах.
Эталонный принцип регулирования сделал прозрачным не только процедуру установления сбытовых надбавок, но и их применение. Если еще в первом полугодии 2018 года сбытовые надбавки устанавливались для потребителей, не относящихся к населению, в виде формулы и таким образом зависели от стоимости приобретаемой гарантирующим поставщиком электрической энергии (мощности), то с 1 июля 2018 года для всех категорий потребителей сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков устанавливаются в виде фиксированных числовых значений.
Переход на эталонный принцип регулирования сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков открыл новые возможности для конкуренции между гарантирующими поставщиками и независимыми сбытовыми компаниями. Например, гарантирующий поставщик в целях привлечения потребителя может снизить ниже величины эталона затрат заявляемые расходы на формирование резерва по сомнительным долгам, расходы на оплату процентов за пользование заемными средствами и величину расчетной предпринимательской прибыли.
Сбытовые надбавки гарантирующего поставщика составляют около 5% от цены на электрическую энергию, поставляемую гарантирующими поставщиками потребителям. Более половины конечной цены на электрическую энергию для потребителей составляет тариф на услуги по передаче электрической энергии. Следующим шагом во внедрении эталонов затрат при установлении тарифов станет установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода сравнения аналогов (эталонов затрат). Считаем, что положительный опыт нового метода регулирования, уже зарекомендовавший себя при установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, позволит повысить качество и объективность при установлении тарифов для электросетевого комплекса.
И в сфере ЖКХ также рассматривается вопрос о внедрении эталонного принципа формирования тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Целью является привести к единому знаменателю деятельность региональных органов регулирования для формирования тарифов в сфере ЖКХ.
Внедрение эталонного принципа формирования тарифов позволит сгладить тарифную дискриминацию, минимизировать разрывы в тарифах.
При этом планируется направлять избыточные финансовые средства ресурсоснабжающих организаций на осуществление капитальных (инвестиционных) программ, которые предусматривают сокращение потерь в сетях, модернизацию оборудования и капитальное строительство.
Указанное может явиться мощным и существенным стимулом в обновлении систем коммунальной инфраструктуры и повышения качества предоставляемых услуг регулируемых организаций.
комментарии(0)