За изучение проблемы развития малотоннажного СПГ взялась рабочая группа при Центре энергетики московской школы управления «Сколково». Фото агентства «Москва»
Не так давно рабочая группа по малотоннажному СПГ, действующая при Центре энергетики московской школы управления «Сколково», представила результаты исследования «Возможности и перспективы развития малотоннажного СПГ в России». Эта группа сформировалась в сентябре 2017 года из выпускников и преподавателей Энергетической летней школы «Сколково»-2017, выразивших желание продолжить групповые проекты уже после окончания Летней школы. Авторы исследования – девять экспертов из самых различных организаций и компаний, в том числе генеральный директор ООО «НПП «АСТ» Игорь Родичкин; ведущий эксперт управления технико-экономического моделирования Ingenix Group Марина Ткаченко; доктор экономических наук, профессор кафедры «Международный нефтегазовый бизнес» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Андрей Конопляник; аспирант РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Алиса Сергаева и другие отраслевые специалисты. Редакторами исследования стали эксперт WWF по СПГ для Арктической зоны Александр Климентьев, директор Центра энергетики бизнес-школы «Сколково» Татьяна Митрова и аналитик по нефтегазовому сектору этой же организации Александр Собко.
В работе дан обзор мирового рынка малотоннажного СПГ, то есть объектов по производству сжиженного природного газа мощностью до 1 млн т в год, и проанализированы основные направления использования топлива, полученного на таких объектах, технологические особенности малотоннажного СПГ, рынки сбыта для данного сегмента газовой отрасли и этапы их развития, а также ситуация с развитием производства малотоннажного СПГ в России.
Авторы исследования пришли к выводу, что развитие малотоннажного СПГ представляет собой большой шанс для российской газовой отрасли. Эксперты считают, что благодаря этому перспективному сегменту можно не только повысить эффективность газовой промышленности страны в целом, но и изменить энергетический баланс отдельных регионов нашей страны и сопредельных с ней районов зарубежных стран. Преимущества данного вида топлива состоят в том, что проекты в сфере малотоннажного СПГ просты в реализации и могут быть осуществлены в короткие сроки, за один-два года, что существенно меньше времени, необходимого для крупного СПГ-проекта. Небольшой объем газа, требуемый для производства малотоннажного СПГ, позволяет разместить мощности по сжижению природного газа практически в любом месте. Для строительства объектов не требуется обязательного доступа к глубоководным морским портам: поставка потребителю малотоннажного СПГ может быть организована всеми видами транспорта, почти без ограничений по расстоянию или месту расположения потребителя.
Мировой опыт, проанализированный экспертами рабочей группы, показывает, что меры государственной поддержки малотоннажного СПГ в сочетании с отсутствием барьеров для его экспорта позволяют добиться бурного роста в этом сегменте и создать дополнительные стимулы для развития отрасли СПГ в целом. Так, Китай сейчас имеет благодаря развитию малотоннажного СПГ колоссальные совокупные производственные мощности СПГ, превышающие мощности многих крупных мировых производителей газа. В США и Канаде малотоннажный СПГ вышел на внешние рынки: США поставляют таким образом СПГ в Карибский бассейн, а Канада проводит тестовые поставки в Китай. Норвегия, которая проводит целенаправленную политику по развитию данного сегмента посредством налоговых льгот и других механизмов, стала уже мировым лидером по использованию СПГ в судоходстве.
Что касается российского малотоннажного СПГ, авторы исследования полагают, что российские компании, пользуясь общей границей России с Китаем и Европой, могут добиться доминирования российского СПГ в приграничных областях Китая и других стран.
Важным условием для этого является отмена монополии «Газпрома» на экспорт СПГ для малотоннажных производств. Кроме того, в Сибири и на Дальнем Востоке вдоль экспортных магистральных газопроводов со временем может быть создана инфраструктура для использования малотоннажного СПГ и на внутреннем рынке, который особенно перспективен в плане газоснабжения населенных пунктов, не подключенных к Единой системе газоснабжения, и в аспекте потребностей газомоторной транспортной отрасли. Меры, разрабатываемые в последнее время руководством России для стимулирования развития проектов производства сжиженного природного газа, очень актуальны. Однако, по мнению экспертов, регулятору следует серьезно задуматься об упрощении экспорта СПГ с малотоннажных установок (производительностью до 80 тыс. т в год). Это может выражаться как в исключении их из-под действия закона «Об экспорте газа», так и в выдаче правительственных специальных разрешений на экспорт газа с малотоннажных производств.
«Малотоннажный СПГ чрезвычайно перспективный и многообещающий сегмент газовой отрасли, который, по нашим оценкам, имеет потенциал существенно повысить как эффективность российской газовой отрасли, так и укрепить позиции России на внешних рынках газа. Однако будет ли реализован этот потенциал, пока что открытый вопрос: ограничения на экспорт и регулируемые внутренние цены на малотоннажный СПГ в сочетании с более жесткими требованиями техрегулирования по сравнению с зарубежными нормами существенно тормозят развитие этого сегмента», – отмечает редактор исследования, директор Центра энергетики московской школы управления «Сколково» Татьяна Митрова.
Небольшой объем топлива, требуемый для производства
малотоннажного СПГ, позволяет разместить соответствующие мощности практически в любом месте. Фото с сайта www.gazprom.ru |
Татьяна Митрова также отметила, что проведение данного исследования стало возможным именно благодаря использованию нового формата, а именно в результате создания рабочей группы, объединившей тех выпускников и преподавателей Энергетической летней школы «Сколково»-2017, в формате crowd research. «Все исследовательские работы по этому проекту участники выполняли в личном качестве, независимо от своей официальной аффилиации, на полностью добровольной и бескорыстной основе. Создание этой рабочей группы – наглядный пример эффекта, которого мы достигаем в Центре энергетики, создавая площадку для диалога: по собственной инициативе объединяются специалисты из самых разных компаний и организаций, воодушевленные общей идеей и увлеченные общим предметом для изысканий. Наша задумка состояла в том, что благодаря этому отрасль будет получать независимый аналитический продукт высокого качества, освещающий важные аспекты ТЭКа. Вышедшее в свет исследование – прекрасная иллюстрация того, чего удается добиться в этом плане», – подытожила Татьяна Митрова.
В работе отмечается, что малотоннажный СПГ является отраслью, которая имеет потенциал повысить эффективность газовой промышленности страны, изменить энергетический баланс отдельных ее регионов и сопредельных с ней районов зарубежных стран. Целый ряд компаний в России разрабатывает планы по развитию сети производства СПГ на установках малой и средней тоннажности, при этом их общая установленная мощность может достичь 12 млн т. Малотоннажный СПГ обеспечивает большую гибкость и скорость: за счет доступа к нескольким источникам сырья и отсутствия необходимости включать в один проект как добычу, так и переработку.
В отличие от крупнотоннажного сегмент малотоннажного СПГ не имеет технологической зависимости: приобретение технологий и оборудования возможно у большого количества поставщиков, что позволяет оптимизировать капитальные затраты и минимизировать санкционные риски. Малотоннажный СПГ прежде всего будет бороться за локальные рынки, расположенные вблизи места производства. Производители СПГ могут использовать модели ценообразования с привязкой к локальным энергоносителям, таким образом стимулируя покупателей экономить за счет перехода на СПГ. Использование СПГ в качестве моторного топлива может стать важнейшим фактором успеха развития отрасли малотоннажного СПГ. При этом для малотоннажных установок возможность производства СПГ с высоким метановым числом для сегмента газомоторного топлива позволит им конкурировать с СПГ, производимым на крупнотоннажных заводах. Малотоннажный СПГ и его поставки от нескольких производителей обеспечивают надежность энергоснабжения. По мере роста количества установок производства СПГ создаются условия для организации биржевой торговли, которая позволит снизить риски и повысить привлекательность использования СПГ и привлечет новых покупателей и новые инвестиции в этот сегмент.
Мировой опыт показывает, что большие газовые запасы не являются непременным условием развития малотоннажного СПГ. Например, Китай имеет колоссальные совокупные производственные мощности СПГ, превышающие мощности многих крупных мировых производителей газа. Пример Китая демонстрирует, что малотоннажное производство СПГ может внести существенный вклад в развитие отрасли и технологий сжижения, подтянув, в свою очередь, машиностроительную промышленность. В Норвегии государственная политика поддержки использования СПГ позволила нарастить флот соответствующих судов и развить прибрежную инфраструктуру бункеровки и использования СПГ на побережье. А Китай, использовав опыт Норвегии для речных судов, довел общий флот судов на СПГ до 275 единиц, из которых 160 – суда, построенные изначально как газовые. Отсутствие барьеров для экспорта СПГ в США и Канаде позволяет малотоннажному СПГ выйти на внешние рынки, в том числе с поставками СПГ в контейнерах-цистернах. США поставляют таким образом СПГ в Карибский бассейн, а Канада проводит тестовые поставки в Китай. Малотоннажные заводы не в состоянии повлиять на рыночные позиции крупных российских компаний ПАО «Газпром» и ПАО «Новатэк» в силу своей малой мощности, способов транспортировки потребителю и нишевых рынков сбыта в виде ГМТ и поставки газа потребителям, которые не могут получить газ по трубе. А вот конкуренция с СПГ зарубежных малотоннажных заводов может быть достаточно серьезная. Российским компаниям следует, пользуясь общей границей с Китаем и Европой, монетизировать собственные газовые запасы путем экспорта мини-СПГ в Китай, а также трансграничные районы Европы, создавая зону доминирования российского СПГ в приграничных областях. В условиях ограничения доступа к газопроводу «Сила Сибири» подобная стратегия развития газовых запасов в Восточной Сибири становится едва ли не единственно реализуемой. В связи с этим очень актуальны меры, разрабатываемые в последнее время руководством России для стимулирования развития проектов производства сжиженного природного газа. Государственным органам власти следует серьезно задуматься об упрощении экспорта СПГ с малотоннажных установок (производительностью до 80 тыс. т в год). Это может выражаться как в исключении их из-под действия закона «Об экспорте газа», так и в выдаче правительственных специальных разрешений на экспорт газа с малотоннажных производств. Экспорт может быть не только моделью развития малотоннажный СПГ, но и дать деньги на строительство мощностей и внутренней инфраструктуры. При действующем регулировании внутренних цен на СПГ шанс на реализацию имеет только экспортная модель. Как только регулирование на внутреннем рынке будет ликвидировано, то национальные потребители включатся в процесс роста спроса, что даст второй виток строительства производственных мощностей и инфраструктуры. Большие запасы газа, дешевый газ, приближенность к рынку сбыта создают естественные долгосрочные конкурентные преимущества для российских производителей СПГ.
Вряд ли стоит ожидать конкуренции для трубопроводного газа. Дело в том, что малые объемы не повлияют на рыночные позиции ПАО «Газпром» на региональных экспортных рынках газа; а малотоннажное СПГ обеспечит технологическое и промышленное развитие в области производства, транспортировки, хранения и использования на внутреннем рынке; oни не требуют существенных инвестиций в газотранспортную или газораспределительную системы, а опираются на точки, в которых уже имеются возможности поставки газа, но нет потребителей с постоянным отбором газа, нет доступа к магистральным газопроводам. Таким способом повышается эффективность газовой отрасли страны; инвестиции могут быть привлечены без участия государственных компаний, в том числе китайские инвестиции без санкционных рисков; будет создан флот криоцистерн и танк-контейнеров для перевозки СПГ, что повысит мобильность и сделает доступным СПГ для внутреннего потребления; будут созданы новые высококвалифицированные рабочие места и обеспечены платежи в бюджеты всех уровней.
комментарии(0)