Экологические конференции всегда собирают многочисленную и разнородную публику: ученых, политиков и просто энтузиастов. Фото со страницы UN Climate change в Flickr
В Бонне, Германия, в апреле завершилась переговорная сессия конвенции ООН об изменении климата, где вырабатывались правила выполнения Парижского соглашения. Все страны едины в мнении о воздействии человека на климат и необходимости действий, но финансово-экономические разногласия сильно затрудняют принятие решений.
В течение двух недель более 4 тыс. представителей 184 стран работали над будущими правилами реализации Парижского соглашения, а также обсуждали возможности пересмотра национальных целей по выбросам парниковых газов.
Парижское соглашение Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК), одобренное всеми странами в конце 2015 года, представляет собой свод принципов долгосрочного международного сотрудничества. Договоренность не подразумевает, что страны принимают индивидуальные международные обязательства: ни по выбросам парниковых газов, ни по выделению финансовой помощи наиболее слабым и уязвимым государствам. Вместо этого они должны сами устанавливать и периодически пересматривать соответствующие национальные решения по проблеме изменения климата. В настоящее время Парижское соглашение ратифицировали 176 стран, только два государства – США и Турция – высказались против данной договоренности по финансовым причинам. Остальные, включая крупнейших экспортеров углеводородов, принимают в нем самое активное участие. В России рассмотрение вопроса о ратификации запланировано на 2019–2020 годы. Соглашение уже вступило в силу и начнет действовать с 2020 года.
«Согласиться с принципами и их ратифицировать оказалось несложно. Куда труднее выработать правила работы, особенно по прозрачности выделения и расходования средств климатического финансирования», – передает из Бонна Алексей Кокорин, директор программы «Климат и энергетика» WWF России.
Основная часть правил относится к отчетности, мониторингу и прозрачности всех сторон действий по проблеме климата. Немалая сложность связана с унификацией правил для всех стран. Не вызывает сомнений, что наименее развитые и слабые страны могут иметь упрощенные правила, но все крупнейшие экономики должны обо всем отчитываться одинаково, даже если у них совершенно разные национальные цели по выбросам парниковых газов и (или) по адаптации к негативным изменениям климата.
Большие проблемы вызывает заблаговременное выделение развитыми странами средств для снижения выбросов и адаптации в наиболее слабых и уязвимых странах. Этот вопрос в Бонне приобрел особую актуальность в свете необходимости пополнения Зеленого климатического фонда. Его бюджет на первые четыре года работы составил около 10 млрд долл. Теперь нужен новый транш, но как собрать сопоставимую сумму в отсутствие США, пока не понятно. Россия в РКИК является добровольным донором, который выделяет средства развивающимся странам по мере возможности. Поэтому этот конфликт к нашей стране не имеет прямого отношения, но есть другие важные для России вопросы.
«О численных обязательствах отдельных стран речь не идет, по соглашению в принципе не может быть никаких квот, обязательных платежей за выбросы или выплат за поглощение на национальном уровне, – говорит Алексей Кокорин. – Тем не менее есть практическая составляющая правил, выходящая за рамки отчетности. Это статья 6 – новый механизм устойчивого развития, в частности, предполагающий широкое развитие международных проектов по снижению выбросов парниковых газов».
В 2008–2012 годах в рамках Киотского протокола в России было выполнено около 100 проектов. Их реализация была далеко не идеальной, но в целом результат следует признать позитивным как с финансовой, так и с технологической точки зрения. Теперь речь может идти о многократно большей по объему деятельности в 2020-е годы. Сам статус проекта, осуществляемого в рамках Парижского соглашения, снижает его риски и повышает привлекательность для инвесторов.
«В переговорах по правилам статьи 6 Парижского соглашения очень важно не допустить дискриминации лесных проектов ни в каких странах. Дело не в методах расчета поглощения СО2 на национальном уровне, этот вопрос не имеет финансовой составляющей и относится не к Парижскому соглашению, а к деятельности по РКИК в целом, он там запланирован к рассмотрению на 2019–2020 годы. Речь идет о конкретных проектах и привлечении инвестиций, поэтому статья 6 очень важна», – добавляет Алексей Кокорин.
По мнению WWF, процесс выработки правил идет в правильном направлении, есть и позитивные сигналы о намерении ряда стран усилить свои национальные цели по выбросам парниковых газов. Однако нужно ускорить работу по всем направлениям климатической деятельности – внедрению технологий с низкими выбросами парниковых газов, адаптации к изменениям климата, «зеленым финансам» и помощи наиболее уязвимым странам, регионам и слоям населения.
Свод правил Парижского соглашения планируется принять в декабре 2018 года на Конференции сторон РКИК в Польше. До этого страны проведут еще один раунд переговоров в начале сентября в Бангкоке. Более подробный обзор хода переговоров будет подготовлен к концу мая и размещен на странице программы «Климат и энергетика» WWF России.
комментарии(0)