1
23345
Газета Печатная версия

16.01.2018 00:01:00

Последствия включения в мировую экономику

Без кардинальной структурной перестройки России не обойтись

Руслан Шафиев

Денис Максимов

Михаил Халиков

Об авторе: Михаил Альфредович Халиков – доктор экономических наук, профессор кафедры математических методов в экономике ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»; Руслан Мустакимович Шафиев – доктор экономических наук, профессор, советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса, академик РАЕН; Денис Алексеевич Максимов – кандидат экономических наук, доцент кафедры математических методов в экономике ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».

Тэги: глобализации, санкции, экономика, реформы


глобализации, санкции, экономика, реформы Темпы роста ВВП России и ведущих экономик мира (в процентах). Составлено автором по данным ЮНГТАД

Процесс глобализации, динамично развивающийся в последние десятилетия и направленный на создание качественно новой мировой хозяйственной системы, затрагивает все стороны общественной жизни вовлекаемых в него регионов, отдельных стран и ставит перед научной общественностью целый ряд дискуссионных проблем. Спектр этих проблем достаточно широк, однако наиболее актуальным следует признать вопрос о возможности отдельной страны осуществлять движение по собственному, избранному данной страной пути.

Вопрос о возможности движения России по своему пути в условиях глобализации мировой экономики при всей его широте и актуальности – это вопрос о свободе экономического выбора на макроуровне в современном мире. Безусловно, любая социально-экономическая система в каждый конкретный момент времени располагает определенным набором проблем, требующих принятия того или иного управленческого решения на макроуровне, при этом предполагается четкое определение макрозадач, субъектов, призванных участвовать в их решении, и механизмов реализации.

Что означает для России включение в глобализационный процесс без кардинальной структурной перестройки экономики:

– закрепление за Россией в долгосрочной перспективе роли поставщика на мировой рынок важнейших сырьевых ресурсов;

– жесткий контроль со стороны западных МНК и институциональных инвесторов за российскими финансовыми потоками;

– регулирование процессов воспроизводства национального капитала посредством уже широко используемых в западной практике механизмов глобального макрорегулирования;

– зомбирование общественного мнения и манипулирование общественным сознанием с использованием новейших информационных технологий с целью изменения менталитета титульной нации и внедрения чуждых ценностей, идеалом которых является экономический человек, восхваляемый современным экономиксом.

Следует констатировать, что в настоящее время Россия не в состоянии оказывать существенное воздействие на большинство процессов, протекающих в современной мировой экономике, подтверждением чему служит снижение темпов развития реального сектора и наукоемких отраслей на фоне многочисленных санкций экономического и политического характера.

Санкционное противостояние

Перманентно ведущаяся санкционная война против России, начавшаяся со второй половины нулевых годов в условиях обозначившегося политического курса российского руководства на изменение однополярного мира, наглядно продемонстрировала статус России конца ХХ – начала ХХI века как объекта глобального эксперимента западной элиты по созданию хозяйственной системы с заранее заданными свойствами. Одним из важных для западных кураторов заранее заданных свойств российской экономической системы следует признать отмеченную выше подверженность внешнему макрорегулированию ее основных параметров. Другим негативным результатом этого эксперимента стало искусственное создание достаточно тонкого слоя классических экономических субъектов, накопивших капитал, достаточный для влияния на выбор экономического приоритета, стратегического курса страны и выработки ключевых управленческих решений в социально-экономической сфере.

Катастрофическим результатом вовлечения России в процесс глобализации на условиях Запада является попытка изменения российского менталитета. Реализация идеи сделать из русского человека  человека экономического будет означать конец российской истории.

Стратегия реформирования

Возможность избежать пессимистического сценария большинством экспертов справедливо связывается с переориентацией макроэкономической политики на общегосударственные интересы, выработкой и последующей реализацией обоснованной стратегии реформирования экономики. Цель этой стратегии условно можно разделить на долго- и среднесрочную.

Объем притока прямых иностранных инвестиций в российскую экономику (в млн долл.). 	Составлено автором по данным ЮНГТАД
Объем притока прямых иностранных инвестиций в российскую экономику (в млн долл.). Составлено автором по данным ЮНГТАД

Долгосрочной целью является создание условий устойчивого развития экономики на собственной основе, исключающих короткие циклы роста, спада и последующего продолжительного кризисного периода, снижающего потенциал конкурентного преимущества отечественных производителей и обостряющего противоречие в социальной сфере.

Рассмотрим этот аспект социально-экономической стратегии государства. Основой системного кризиса в последние годы, как и в последние десятилетия двадцатого столетия, явилось проведение социально-экономической политики, не отвечающей тенденциям развития мировой экономики. Разрабатываемые правительством и его социально-экономическим блоком многочисленные программы выхода из кризиса начинались с определения долгосрочной цели социально-экономического развития и пути ее достижения. Однако проблемы и пути восстановления стабильности финансовой системы и реального сектора, как правило, решались на отличной экономической основе, что и обусловило возникновение и накопление противоречий в процессе реализации этих программ.

Классическим примером является первый масштабный кризис 1997–1998 годов.

Россия столкнулась с ситуацией, когда в условиях стабилизации и даже наметившихся признаков экономического роста внутренний рынок обрушился по причине дефолта. Этот итог был очевиден для специалистов, так как используемые методы, которыми пытались достичь положительного эффекта, одновременно вели к накоплению диспропорций, что и обусловило нарастание экономических противоречий. Справедливости ради следует отметить, что на всем протяжении истории экономики бывшего СССР и современной России видимый экономический рост заканчивался кризисными явлениями, возникшими вследствие тех диспропорций, которые и инициировались этим ростом.

Для реализации долгосрочной стратегии повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, как реальных защитных мер снижения устойчивости на этапах глобализации, необходимо качественное изменение в отраслевой, технологической структурах и соответствующие изменения инвестиционного потенциала всех секторов, в первую очередь корпоративного, призванного генерировать большую долю добавочного продукта и прибыли. Эти изменения в условиях ограниченного инвестиционного потенциала российской экономики предусматривают отказ от масштабных инвестиционных проектов, уходящих далеко за перспективу нескольких лет. Такие проекты по причине высоких трансакционных издержек регулирования и контроля неизбежно воспроизводят в своей основе уже сложившуюся неэффективную воспроизводственную модель, которая лишь скрывает реальную экономическую отсталость и исключает устойчивый экономический рост.

Альтернативой является разработка и реализация долгосрочной социально-экономической стратегии России, целью которой должно быть создание экономических, социальных и институциональных условий для роста доходов населения, повышения его платежеспособного спроса, увеличения объема сбережений, формирования достойной человека ХХI века среды обитания и условий жизни. Движение в этом направлении должно сочетаться с процессами развития внутрироссийского рынка, мелкого и среднего бизнеса. Важно, чтобы задачи правительства не замыкались в кругу текущих проблем, это функция не власти, а хорошо отлаженного аппарата, а сосредоточились на выборе основы и вектора движения для качественного скачка в будущее, оценке возможных перспектив в социальной сфере и организации диалога с обществом, обеспечивающими необходимый базис для осуществления намеченных перемен.

Разработка стратегии действий является первоочередной задачей (впрочем, как для исполнительной власти, так и для общества в целом),  осуществленное движение в данном направлении пока еще недостаточно. Изучая мировой опыт, правительству необходимо выработать собственную, российскую модель экономического подъема и последующего устойчивого развития социально-экономической сферы страны в условиях накопленных в предыдущие годы многочисленных противоречий с классической теорией развития рыночной экономики и с учетом экономических, политических, геополитических и других особенностей России, включая и нерыночный гражданский менталитет.

Текущее состояние и возможности

Несмотря на противоречия и объективные сложности российской экономики, следует отметить уникальность ее современного состояния, характеризующегося сочетанием мощного производственного и научно-технического потенциалов с наличием высококвалифицированной и относительно дешевой рабочей силой, значительной по масштабам и разнообразию природно-ресурсной базой и необходимыми финансовыми ресурсами.

Ориентация на реализацию концепции устойчивого экономического роста с учетом российской специфики позволит России опереться на имеющийся потенциал, восстановить свое положение в мировой экономике как полноправного его участника, а не его сырьевой основы.

В свою очередь, это предполагает принципиальное изменение сложившегося экономического курса не только в долгосрочном, но в среднесрочном и краткосрочном периодах, и мероприятия, отмеченные в сценарии действий, охватывают все стороны производственного цикла, как в макроэкономическом, так и в отраслевом разрезах, включая проблемы взаимоотношения с мировой экономикой. Переход к современной модели устойчивого роста предполагает более полную реализацию имеющихся тенденций в изменении базы и механизмов функционирования экономической системы.

В результате осуществляемых изменений происходит адаптация рыночных институтов регулирования хозяйства к новым условиям их функционирования в направлении включения в качестве базовых элементов в общественные и государственные институты на национальном и общественном уровне. В настоящее время правительство России преодолевает противопоставление общественного, государственного и рыночного регулирования экономики с определением места и функции государственных и общественных институтов в качестве элементов современных рыночных систем.

Таким образом, основой долгосрочной стратегии реформирования российской экономики является опора на существующий ресурсный и научно-технический потенциал с учетом выделенных особенностей ее формирования, развития и способности гражданского менталитета в поиске выхода из сложной ситуации.

Цель экономической стратегии правительства на среднесрочную перспективу определяется положением современной России в мировой экономике, характеризуемым достигнутым в предыдущий период уровнем ее конкурентоспособности, являющимся основным фактором глобальной эффективности отечественных корпораций как на национальных, так и международных товарных и финансовых рынках.

Рост эффективности российского бизнеса напрямую связан с расширением инвестиционной активности в корпоративном секторе экономики. Выделим безусловные преимущества инвестирования в этот сектор:

– низкая конкуренция на российском рынке;

– низкие цены на ресурсы;

– дешевая высококвалифицированная рабочая сила;

– развитость российской фундаментальной и прикладной науки;

– наличие передовой технологии во многих секторах промышленности;

– низкая капиталоемкость на научно-исследовательские разработки;

– наличие высокой потребности в обновлении основных производственных фондов;

– технологическая зависимость от российского экспорта ряда стран третьего мира.

Но привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику сдерживается  конкурентными недостатками, среди которых недостаточное развитие институциональных механизмов цивилизованного рынка; отсутствие эффективной законодательной базы регулирования разделения труда и, в частности, размещения иностранного производства; проблемы логистики и таможенного регулирования импорта; высокие налоги, снижающие рентабельность производства внутри страны; нечеткое законодательство в сфере оборота земельных ресурсов.

Учитывая перечисленные факторы, не позволяющие России эффективно сотрудничать и участвовать в мирохозяйственных связях, отметим актуальность корректировки регуляторов, влияющих на инвестиционный климат:

– снижение налоговой базы и ставок налогообложения прибыли инновационного бизнеса, градообразующих предприятий и компаний со смешанным капиталом, повышение прозрачности налоговой базы на основе принципов и механизмов МСФО, введение принципа справедливого налогообложения;

– решение политического характера и формирование консенсуса в вопросах привлечения инвестиций и гарантий по размещению иностранного производства в России.

Привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику  очень важно для развития страны и промышленности в целом.

Результатом реализации перечисленных конкурентных преимуществ в направлении расширенного привлечения иностранного капитала должно стать общее улучшение социального климата и, в частности, рост доходов и платежеспособного спроса населения, пополнение и сбалансированность бюджета Российской Федерации, размещение на территории страны современного высокотехнологического производства и оборудования, переход отечественных предприятий на глобальный уровень.

Наиболее важными на современном этапе развития внутреннего рынка является инвестирование в отрасли с высокой добавленной стоимостью: аэрокосмическую, автомобилестроение, пищевую, IT-сектор. Развитие этих отраслей позволит увеличить долю экспорта России и создать на их основе экспортный кластер. Перспективным направлением привлечения иностранных инвестиций остается поддержка инфраструктуры их комплексного обслуживания: организация сборочного производства

высокотехнологической продукции, обмен наукоемкими технологиями, использование научно-технического потенциала предприятий оборонного сектора и связанных с ним научно-исследовательских учреждений.

Конкурентоспособность

Главной задачей для российской экономики на современном этапе является обеспечение конкурентоспособности страны на международном уровне. Для реализации поставленной цели необходимо обеспечить защиту национальных предприятий от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний. Обеспечение добросовестной конкуренции становится важной задачей правительства: от качества ее решения напрямую зависит экономическая безопасность российского бизнеса, целостность и эффективность крупных интегрированных структур и естественных монополий, основных доноров бюджета.

При принятии решения об интенсификации привлечения иностранных инвестиций в экономику России необходимо прогнозировать последствия экономического роста в федеральном и региональном разрезах и оперативно корректировать инвестиционную политику в целях дальнейшего экономического сотрудничества со странами – участниками инвестиционного процесса. Это предполагает учет особенности инвестиционного процесса в нашей стране и международного механизма разделения труда. Таким образом, в рамках долгосрочных отношений стран-участников важно разработать механизмы, методы и подходы привлечения и эффективного использования инвестиций, отличающиеся необходимой точностью и анализом, позволяющими определить место российской экономики на глобальном уровне на много лет вперед.

Современная Россия, опираясь на глобальные мировые тенденции, становится на путь коренных изменений в структуре национальной экономики, выбирая собственный вектор движения, учитывающий механизмы и формы осуществленных рыночных реформ, специфику федеральной основы государственности, евразийское геополитическое положение, размер территории, особенности природно-климатических условий и уникальность исторического развития.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Александр 12:52 16.01.2018

Карл Маркс в "Капитале" делает интересное замечание - "Государство не должно совать свой грязный нос в экономику". Юлий Мартов в своих мемуарах пишет, что Ленина друзья упрекали в чрезмерном увлечении монополистическим и государственно-монополистическим капиталом. Под огнем критики Ильич вынужден был сдаться. Авторы опуса в НГ пытаются под чужим флагом реанимировать так называемый "марксизм-ленинизм".



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
947
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1324
Архиепископа Кентерберийского готовы искать среди женщин

Архиепископа Кентерберийского готовы искать среди женщин

Милена Фаустова

Церковь Англии накануне выборов  нового примаса

0
2120
 В деле Владимира Тебекина появились новые лица

В деле Владимира Тебекина появились новые лица

Сергей Савельев

0
1952

Другие новости