Юный участник «Зеленой волны» в Саяногорске. Фото предоставлено пресс-службой ОК РУСАЛ
Согласно исследованию, проведенному по заказу Всемирной службы ВВС перед климатическим саммитом в Копенгагене (24 тыс. человек в 23 странах мира), лишь 46% жителей России относятся серьезно к климатическим проблемам. Для сравнения, в Испании – 77%, а в Турции – 81%.
Эти международные исследования подтверждались и отечественной статистикой. Большинство жителей России (56%) с опаской относятся к сотрудничеству с экологическими организациями (данные опроса ВЦИОМа). Лишь 5% опрошенных имеют опыт участия в их деятельности, только 26% россиян готовы к конструктивному взаимодействию с ними. «В российской действительности экологические организации занимают обособленную позицию в условиях, когда население к ним относится в принципе безразлично и не спешит сотрудничать», – заключают эксперты ВЦИОМа.
Удивительно тут другое: 94% россиян считают экологию важным аспектом, определяющим качество их жизни. В этом контексте, как никогда, становится актуальным развитие социально-просветительских проектов в экологии, которые давали бы возможность любому желающему внести свой вклад в сохранение чистоты и красоты родного города.
Из природных зон было вывезено около 3500 мешков с мусором. |
«Для нас бережное отношение к окружающей среде и фокус на экологической составляющей нашего производства – основные пункты стратегии компании», – подчеркивала в интервью «НГ-экологии» директор компании РУСАЛ по связям с общественностью Вера Курочкина (см. «НГ-экология» от 13.09.17).
По словам топ-менеджера, востребованность экологических проектов, которые реализуют крупные компании в последние годы, обусловлена более ответственным отношением к окружающей среде и возросшей потребностью россиян сохранить ее для будущих поколений. Благодаря таким организованным мероприятиям больше людей в повседневной жизни следуют принципам бережного обращения к природе. В Год экологии, которым был объявлен в России уходящий 2017-й, одной из самых масштабных, эффективных и запоминающихся акций компании стало проведение с мая по октябрь экомарафона «Зеленая волна».
Любой житель в городах присутствия ОК РУСАЛ мог принять участие в озеленении и благоустройстве дворов, скверов, улиц, пешеходных аллей, площадок на территории организаций и учреждений. Дополнительным стимулом для проявления экологической активности оказалось то, что экомарафон прошел в наиболее востребованном в последние годы формате грантового конкурса. По его итогам авторам лучших проектов было выделено 10 тыс. руб. на приобретение саженцев деревьев и необходимого инвентаря.
Во время первого этапа «Зеленой волны» в мае-июне 2017 года жители городов присутствия РУСАЛа высадили тысячи саженцев различных деревьев и кустарников. Своими силами горожане благоустроили дворы и парки, площадки около детских садов, школ, поликлиник, молодежных и культурных центров. Например, в Ачинске появился зеленый лабиринт, в Братске, на улице Муханова – рокарий (каменный цветник), в Краснотурьинске – ароматный мини-сад, а в Каменск-Уральском – Малиновая аллея. Уже на этом этапе экомарафона было высажено более 3 тыс. деревьев и кустарников, а участниками «Зеленой волны» стали почти 5 тыс. человек.
В Краснотурьинске «Зеленая волна» стала городским праздником. Фото предоставлены пресс-службой ОК РУСАЛ |
Грантовый конкурс «Зеленая волна» нашел большой отклик среди горожан. Интересно отметить, что предложенные его участниками инициативы предполагали не только преображение уличного пространства, но и проведение различных просветительских и образовательных мероприятий, экологических акций, локальных, в масштабах одного двора, экологических праздников…
«Это является подтверждением того, что активные жители, реализуя подобные проекты, стремятся обратить внимание своих семей, друзей и соседей на вопросы экологии, создания городского ландшафта, а также привлечь новых единомышленников, – отмечает исполнительный директор Центра социальных программ РУСАЛа Ольга Солодилова. – Мы уверены, что именно в таких социально-просветительских проектах заключается успех в реализации самых амбициозных и долгосрочных инициатив по улучшению экологической ситуации вокруг нас. Цифры говорят сами за себя. По итогам второго этапа акции мы привлекли около 4500 волонтеров из 14 городов присутствия РУСАЛа к проблеме загрязнения природных зон. Было вывезено в общей сложности 3398 мешков мусора и посажено 2317 деревьев».
Акции, подобные «Зеленой волне», видимо, попали в «болевую точку» массового сознания. А ведь экомарафон не изолированное, разовое мероприятие.
В этом году, например, уже в шестой раз прошел «День Енисея» – настоящий экологический праздник, посвященный этой великой реке. Сейчас это уже всенародное мероприятие, в нем участвует с каждым разом больше людей, которые чувствуют свою ответственность перед будущими поколениями за сохранение наших природных богатств. Волонтерами акции уже стали 75 тыс. человек! Во время «Дня Енисея» было вывезено около 800 «КамАЗов» с берегов реки, а это более 10 тонн мусора!
Постоянные участники экопраздника – Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, природоохранная прокуратура края, прокуратура Центрального района Красноярска, Экспедиционный центр Русского географического общества Сибирского федерального округа, Волонтерский центр Сибирского федерального университета, ГУ МЧС России по Красноярскому краю, целый ряд промышленных компаний и организаций.
Такая очевидная, на первый взгляд, экологическая политика крупной промышленной компании имеет глубокие естественнонаучные и даже философские основания. Недаром еще академик Владимир Вернадский констатировал: «Раньше организмы влияли на историю тех атомов, которые были нужны им для роста, размножения, питания, дыхания. Человек расширил этот круг, влияя на элементы, нужные для техники и создания цивилизованных форм жизни». И это, по мнению академика, изменило «вечный бег геохимических циклов». Достаточно сказать, что потеря воды в планетарном масштабе в результате промышленной деятельности составляет 21%. Все это влияет на биоразнообразие и экологическое равновесие в биосфере.
Именно с учетом этих факторов и представляется своевременным четкое и ясное формулирование экологической политики крупнейшими промышленными компаниями в мире и в России. И, что еще более важно, воплощение этой политики в конкретные действия.