NUES/НЮ. История. Живопись. Скульптура. Редактор Глория Фосси. - М.: Белый Город, 1999.
НЕ АЛЬБОМ, а история восприятия человеческого тела человеком. Череда скульптур, картин и фресок, аппликаций и фоток - от греческой архаики до рок-н-ролла.
Альбом хорош как для быстрого, так и для медленного просмотра - то есть является идеальным изданием для шикарного журнального столика из дорогих материалов. Если листать быстро, то вырисовывается следующая картинка: к финалу нашего века человечество ушло не дальше греческой архаики; то же невинное любопытство к собственным гениталиям, никакого стыда и никакой - главное! - эротики. Сплошная физиология на грани деконструкции.
Если листать медленно, то вырисовывается общая и стереоскопическая картина мира - через те самые места. При медленном просмотре оказывается, что отношение к гениталиям есть мерило всех остальных вещей в подлунном мире. Например, гармоничного, когда классическая греческая скульптура откликнется позже в итальянском Возрождении и мелькнет напоследок у Родена. Или условно-абстрактного - как в случае с китайской акварелью или живописью импрессионистов. Или упаднического - как в живописи художников послевоенной поры, когда уязвимость тела была лейтмотивом в искусстве. И еще: если у писателей своеобразным мерилом психической гармонии служит формула "а захочет ли сам автор в созданном им мире жить", то для художников такая же по сути формула уже задана в мифе о Пигмалионе. Оживление скульптуры предполагало у древних абсолютную взаимозаменяемость искусства и жизни. Внешность артефакта - это и внешность жизни, и внешность самого художника: для полнейшей гармонии не хватало одного "штриха" - камень (фреска, рельеф, вазопись) не был плотью, но, однако, вполне мог бы ею быть. В дальнейшем подобная конвертация искусства и жизни нарушается: в Возрождении она выглядит надуманной, в барокко - фантастичной, в модерне - уже невозможной. Изобразительная эротичность человеческого тела, столь естественная для Пигмалиона, в ХХ веке становится необязательной. Оживлять арт-объекты сегодня, это, знаете ли, уже из области шизофрении. Судя по концу века - по возвращению к элементарному детскому разглядыванию себя, - все начинается снова.
И это хороший знак.