Большая книга Рождества. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000, 863 с.
НЕКОТОРОЕ время, понятно какое, Новый год выполнял функцию Рождества. Большая часть традиций оказалась присвоенной Новым годом, к тому же сейчас мы начинаем праздники с международного Рождества, продолжаем, наплевав на посты, новолетием, а затем уже тот, у кого хватило сил, справляет Рождество.
Поэтому увесистая книга, которая может и руки оттянуть, сочетает и рассказы о Рождестве и истории, связанные с новолетием. Книга имеет, так сказать, двухслойную систему - это этнографические и страноведческие заметки и фрагменты из литературных произведений.
Все это сгруппировано по темам: "Рождество в России", "Рождество в Англии"┘ Есть разделы про Францию, Германию, Скандинавию и отдельно - про елку, подарки, угощения и святочные развлечения.
Среди писателей, чьи книги процитированы в рождественском сборнике, - непременный Андерсен, Гофман, Диккенс, Джером-Джером, Лесков, Блок, Мережковский и Куприн, а также ворох малоизвестных у нас авторов.
Но все же этнографические зарисовки кому-то, может быть, покажутся интереснее, чем сценарий новогоднего представления, того, что раньше называлось просто "Елка". Здесь сценарии "Елок" лишены задорных пионеров, но речевки и кричалки в них явно приехали из прошлого:
В каникулы отдыхай, веселись,
А потом на "отлично" учись.
Всем наказ особый - в этом году заняться учебой.
Пусть будет привычно получать "отлично".
Например, про Англию говорится, в частности, следующее: "Апофеозом праздника становился долгожданный канун Рождества - 24 декабря. Самым важным событием дня, несомненно, являлась церемония "святочного (Йольского) полена". Бревно подходящих размеров и внушительной формы отбиралось и слегка обтесывалось; зачастую его тащили волоком издалека, сквозь снег и слякоть, и по прибытии торжественно препровождали в камин - полену предстояло гореть в течение всенощного бдения и всего последующего дня. В усадьбе или замке, где очаги отличались изрядной вместительностью, в ход шло полено исполинских размеров - целое дерево, разрубленное пополам, которое не прогорало вплоть до Крещения".
Знатные камины в старину были,однако.