Венесуэльцы и иностранные инвесторы, пишет The Wall Street Journal, оценивают перспективы жизни без Уго Чавеса, который отправился на Кубу оперировать злокачественную опухоль и который, возможно, будет вынужден досрочно покинуть пост президента. Выросла стоимость венесуэльских активов, и это может помочь стране существенно сократить объем внешнего долга. Главный вопрос – переживет ли идеология Чавеса его самого, как перонизм в Аргентине пережил самого Хуана Перона. Некоторые аналитики утверждают, что объявленному преемником Чавеса Николасу Мадуро недостает харизмы, ему будет сложно победить кандидата от оппозиции на выборах и сохранить единство в правительстве. Звучит и иная точка зрения, согласно которой Мадуро сыграет на памяти о годах Чавеса и высоких ценах на нефть, и это компенсирует отсутствие личной харизмы. Специалисты отмечают, что само революционное движение, во главе которого по-прежнему стоит Чавес, неоднородно, в нем выделяются такие фракции, как военные и «болигархи», то есть люди, разбогатевшие на близости к боливарианскому правительству. Несмотря на высокие цены на нефть, эксперты прогнозируют экономический спад в Венесуэле, и в этих условиях преемник Чавеса может не удержаться во власти.
Дэниэл Пайпс на страницах The Washington Times анализирует ситуацию в Египте и пишет, что Америка ошиблась, доверившись исламистам. Выяснилось, что при власти исламистов либеральный, демократический порядок будет выстроить еще сложнее, чем при власти Хосни Мубарака. В кругу специалистов, пишет Пайпс, существует мнение, что демократии на Ближнем Востоке могут ввести только исламисты. Их выбирают, столкнувшись со сложными государственными задачами, они становятся прагматиками, занимаются, как правило, проблемами безопасности и безработицей. Сам Пайпс считает, что исламисты, как и любое идеологическое движение, меняет фундамент государства и общества. Военные диктатуры, в свою очередь, характеризует жажда власти, но у них нет собственной социальной идеологии, и их всегда можно убедить в том, что стране нужно конкретные реформы в экономической или политической сферах. Новый президент Египта Мухаммед Мурси, пишет автор, начал свое правление с того, что попытался присвоить себе автократические полномочия и изменить Конституцию. Запад, считает Пайпс, должен закрыть двери перед идеологическими диктатурами и давить на диктатуры без идеологии, добиваясь политических и социальных реформ.
Китай, Россия и другие страны, в которых часты случаи ограничения свободы слова, в ходе Всемирной конференции по телекоммуникациям отказались выдвигать свои предложения, которые предоставили бы им больший контроль над Интернетом, сообщает The San Francisco Chronicle. Причина отзыва остается неясной. Официально предложения так и не были заявлены, на предварительном этапе они вызвали тревогу у таких компаний, как Google. Американское издание, впрочем, уверено в том, что страны, использующие «пропаганду и цензуру», не оставят попыток контролировать Сеть, даже если сейчас они сделали шаг назад.