Зарубежные СМИ комментируют ситуацию, сложившуюся вокруг Джулиана Ассанжа. Основатель WikiLeaks по-прежнему находится в посольстве Эквадора в Лондоне и не может покинуть здание, так как будет арестован.
Политолог-латиноамериканист Анита Айзекс пишет в The New York Times, что предоставление Ассанжу политического убежища в Эквадоре связано вовсе не с тем, что Кито борется за свободу слова, а с тем, что эквадорский президент Рафаэль Корреа хочет свести старые счеты с США, продемонстрировать политическую доблесть перед выборами, позиционировать себя в качестве лидера латиноамериканских левых. Отношения между США и Эквадором серьезно испортились в 2011 году, после того, как WikiLeaks опубликовал переписку американского посла в Кито с обвинениями Корреа в коррумпированности. Что касается лидерства на левом фланге, то оно долгое время принадлежало президенту Венесуэлы Уго Чавесу, но он вот уже год борется с раком. Левые и антиамериканские настроения в регионе усиливаются, отмечает Айзекс. Шансы Корреа на переизбрание в феврале 2013 года, учитывая уровень поддержки 57% и раскол в рядах оппозиции, довольно высоки. Сейчас же у него появилась возможность заработать дополнительные очки, и он ею воспользовался сполна.
Британское издание The Guardian озаглавило свой редакционный комментарий «Балконная защита», имея в виду выступление Ассанжа с балкона посольства. Газета с легкой иронией отмечает, что в толпе журналистов, полицейских и политических активистов, собравшихся у посольства Эквадора, «потерялись» две женщины: мисс А и мисс В. Те самые шведки, обвинившие Ассанжа в принуждении к сексу без презерватива, из-за чего ему пришлось нанимать лучших адвокатов, избегать экстрадиции и, как итог, прятаться под эквадорским крылом. Сторонники Ассанжа говорят о чем угодно, только не об этом, а сам он по привычке смешал в одну кучу себя, Pussy Riot, американскую прессу, революционные ценности, на которых были основаны США, выставив себя преследуемым борцом за свободу слова. Однако его собираются судить не за деятельность WikiLeaks, пишет The Guardian, а по обвинению в изнасиловании. Газета отмечает, что сайт WikiLeaks проделал в ряде случаев отличную работу. Вместе с тем сам Ассанж непоследователен. Он поборник открытости, но шведским следователям никак (быть может, с пользой для себя) не помог. И к тому же попросил убежище в стране, где, по данным Репортеров без границ, в июне за ночь закрыли 6 радиостанций и 2 телеканала. Смешивать же дело WikiLeaks и шведское расследование, считают в британском издании, контрпродуктивно и вредит имиджу самого Ассанжа и его сайта.
Гэри Слэппер из британской The Times также убежден в том, что точка в деле Ассанжа должна быть поставлена не в Фейсбуке, а в суде. С балконными речами не все справлялись, пишет автор. Джульетте и Эве Перон они удавались, а вот для Николае Чаушеску такое выступление стало фатальным. Ассанж, считает автор, допустил ошибку, выступив с балкона посольства – в его статусе это все равно, что зачитывать политические манифесты, давая показания в суде. Слэппер считает лицемерием то обстоятельство, что Ассанж по непонятной причине поставил себя в один ряд с Pussy Riot, раскритиковав тем самым Россию из посольства страны, в которой отнюдь не все в порядке с правами человека. Британия не признает принцип «дипломатического убежища», отмечает автор, и не важно, признает ли его Эквадор – события происходят в Лондоне. И справедливость в отношении Ассанжа, резюмирует Слэппер, должна восторжествовать в суде, а не на балконе.