Фото Reuters
Третий день не утихают страсти вокруг высказываний посла США в России Майкла МакФола. Полемика идет как на официальном информационном уровне, так и через сетевые сервисы. «Я вижу, что МИД России начал Twitter-войну против посла США. Таков новый мир – «фоловеры» Twitter вместо ядерного оружия», - сказал министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, которого цитирует The Guardian.
«Откровенные замечания посла по телевидению и в Twitter сделали его объектом громкой критики с самого начала пребывания его в должности», - пишет Ричард Будро на страницах The Wall Street Journal. Российские медиа буквально атаковали МакФола после его встречи с оппозиционерами, это произошло через несколько дней, после того, как посол вступил в должность. Владимир Путин поставил вопрос о поведении посла после его высказывания по поводу того, что Россия – «дикая страна». Пресс-секретарь Государственного департамента США Виктория Нуланд говорит о том, что у них не было сомнений, кого назначить послом в Москву. По ее мнению МакФол «говорит ясно и прямо, когда дела идут хорошо, и ясно, когда дела идут не так хорошо». Она отметила, что лекция в Высшей школе экономики была о «перезагрузке», и его замечания о базе в Киргизии были неправильно поняты или неверно истолкованы российскими официальными лицами. Эндрю Качинс, директор по России и Евразии вашингтонского Центра стратегических и международных исследований, сказал, что МакФол просто сказал о том, что действительно было в то время, «но учитывая чувствительность русских, это было ошибкой с его стороны. Я не могу поверить, что Белый дом счастлив по этому поводу, но думаю, что МакФола вряд ли отзовут из Москвы. Вероятно, они попросят его просто выражаться поосторожнее».
«Яростным чириканием» называют реакцию российского МИДа некоторые западные издания, в том числе The Independent. «МИД РФ начал необычную в истории дипломатии полемику в Twitter, ругая американского посла за «непрофессионализм» яростным чириканием (to twit – чирикать (англ))». После ряда происшествий, вызвавших острую критику со стороны российских властей, за дело взялось Министерство иностранных дел. Обозреватель Шон Уокер полагает, что это не могло быть сделано без санкции сверху.
The Washington Post также пишет о деятельности МакФола в связи с так называемым «списком Магнитского», который может заменить поправку Джексона-Вэника. Издание связывает острую реакцию российского внешнеполитического ведомства на высказываниями МакФола также с этой проблемой. Посол в своем выступлении перед студентами на прошлой неделе упомянул, что у него тоже есть пока еще неопубликованный список лиц, в том числе, и не связанных с делом Магнитского, но связанных с другими нарушениями. Издание приводит слова сенатора Кардина, который полагает, что принятие «списка Магницкого» «ударит российских чиновников по самому больному их месту».
The Times высказалась, пожалуй, наиболее резко по сложившейся ситуации. «Россия развязала экстраординарную атаку на посла США в Москве. Это - очередной признак напряженности между лидерами двух стран», - пишет московский обозреватель издания Тони Хэлпин. «Путин проявил гораздо меньше энтузиазма по поводу политики «перезагрузки», чем г-н Медведев. Его предвыборная президентская кампания, содержащая сильные антиамериканские темы, застала Белый дом врасплох».