Западная пресса продолжает писать о событиях в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Скотт Шейн из The New York Times отмечает, что террористическая организация «Аль-Каида», ненавидящая ближневосточные диктатуры и многие годы призывавшая к их свержению, не сыграла никакой роли в нынешних волнениях. Протестующие на деле сторонились от двух основ кредо «Аль-Каиды» - от радикального исламизма и убийств. Террористы остаются, таким образом, на обочине истории, считают специалисты, с которыми беседовал журналист NYTimes. Запоздалые заявления некоторых деятелей «Аль-Каиды» эксперты называют «безнадежными» и «жалкими». В то же время появилась информация, что многие ливийские джихадисты готовы вернуться на родину, чтобы помочь окончательно свергнуть Каддафи и воспользоваться воцарившимся в стране хаосом для создания исламского государства. Эксперт по «Аль-Каиде» и Бен Ладену Майкл Шойер считает, что террористы могут победить в долгосрочной перспективе, воспользовавшись разочарованием демонстрантов. «Организация сильна не тем, что она может возглавить протест, - констатирует Шойер, - а тем, что она способна извлечь из него пользу».
Дэвид Игнатиус из The Washington Post пишет в своей колонке-репортаже из Бейрута, что радикальное движение «Хезболла» наблюдает за происходящим в Африке и на Ближнем Востоке с большим интересом. Журналист побывал в штаб-квартире «Хезболлы», представители которой составляют мощнейшую фракцию в ливанском парламенте. Организация считает, что в сложившейся в Северной Африке ситуации исламисты должны выступать не как разрушительная сила, а как партнеры в деле демократического строительства. Восстания в Тунисе, Египте и Ливии отчасти можно рассматривать как суннитское возрождение, и шииты из «Хезболлы» должны уважать его. Более того, в сложившейся ситуации «Хезболла» не просто не противится военному сотрудничеству Ливана с США, но и считает, что ливанская армия должна получать больше американских вооружений. «Хезболла» - беспощадный политический игрок», - пишет Игнатиус. Но не стоит недооценивать гибкость политической тактики этой организации. Она знает, что хорошо для нее здесь и сейчас.
Джонатан Стил из британской The Guardian предрекает исламистам победу на любых выборах в Тунисе, если только Запад согласится признать их легитимной политической силой. Стил пишет, что старейшая исламистская партия Туниса «Аль-Нахда» в моральном и организационном плане сильнее египетских «Братьев-мусульман». «Братья» были запрещены, но не подвергались пыткам и ссылкам. Сегодня «Аль-Нахда» выступает за демократизацию Туниса наряду с левыми силами. Лидер партии Рашед Ганнуши, вернувшийся из изгнания, отмечает, что базой для революции стали сотни тысяч безработных выпускников вузов. Запад, пишет Джонатан Стил, привык к тому, что именно он привносит демократию в непросвещенные страны мира, однако в Тунисе все складывается иначе: здесь Запад рассматривают как спонсора диктаторских режимов. И сегодня западный мир должен сдать очередной тест, признав тунисских исламистов реальной политической силой.