Зарубежная пресса отслеживает и комментирует события в Египте. The New York Times пишет, что США были вынуждены пересмотреть свои внешнеполитические преференции после того, как сторонники Хосни Мубарака применили насилие в отношении протестующих. Барак Обама осудил действия египетских властей, а египетские власти осудили вмешательство Обамы во внутренние дела страны. Американский президент заявил, что политические изменения в Египте должны начаться «уже сейчас». В Вашингтоне, пишет NYTimes, думают, каким образом США могут контролировать ход событий на Ближнем Востоке, рассматривают различные сценарии. Что будет, если к власти в арабских странах придут исламисты? Что будет с американской военной стратегией, если йеменцы сместят проамериканского президента? Поддержит ли преемник Мубарака процесс мирного урегулирования на Ближнем Востоке? Хуан Сарате, бывший советник Джорджа Буша по вопросам борьбы с терроризмом, считает, что мирная передача власти в арабских республиках (как это, в общем, случилось в Тунисе) будет ударом для «Аль-Каиды» и ее идеологии: террористическое движение считает, что авторитарные проамериканские режимы должны свергаться путем жестокого джихада.
Газета The Washington Post пишет о тех, кто по-прежнему поддерживает Хосни Мубарака. Издание перечисляет тех, кто выступает за стабильность режима или, по крайней мере, за минимальные изменения в случае передачи власти: это бизнесмены с правительственными контрактами, госслужащие, офицеры службы безопасности, активисты правящей партии и египетские бедняки. Они не хотят, чтобы Египет становился вторым Ираком. Малоимущие египтяне указывают на то, что на волне протестов закрылись магазины и фабрики. Они «не могут себе этого позволить». Протестующие, по их мнению, отбирают у бедняков кусок хлеба и работу. Участники антиправительственных акций, сообщает WPost, преимущественно относятся к среднему классу: это врачи, юристы, студенты и инженеры. Бедняки, в свою очередь, считают, что оппозиция преследует скрытые цели, инспирирована Западом. Сторонники Мубарака уверены: он все-таки выдвинет свою кандидатуру на сентябрьских выборах, что бы он ни говорил во вторник.
Саймон Тисдэлл из The Guardian не удивлен тем, что Хосни Мубарак решил применить силу против демонстрантов. Его удивляет только то, что египетский режим медлил целую неделю. До сих пор, пишет Тисдэлл, Мубарак не казался диктатором вроде Саддама Хусейна. Однако было понятно, что на низовом уровне его режим держится на угрозе насилия, и вот теперь эта «темная сторона» Мубарака стала всем очевидна. Впрочем, журналист британской газеты считает, что у египетского президента есть шанс повлиять на то, каким будет его государство в дальнейшем: его режим не разрушен, оппозиция разрознена, американцы до сих пор не приняли окончательного решения. И у Мубарака, и у его вице-президента Омара Сулеймана немало козырей, один из которых – страх Запада перед захватом власти исламистами. Они постараются дискредитировать лидера оппозиции Мохаммеда Эль-Барадея в глазах Запада; уже в бытность главой МАГАТЭ он в некоторых кругах считался слишком проиранским и слишком близким к турецким неоисламистам.
Для израильской прессы египетские события также по понятным причинам остаются темой номер один. Колумнист The Jerusalem Post Дуглас Блумфильд пишет, что свержение восточных диктатур путем народной революции – это «что-то новенькое», ведь этим всегда занимались «либо армия, либо духовенство». Блумфильд пишет, что Израиль как тема на данный момент не слишком занимает тех, кто выходит на улицы Египта, Туниса или Йемена. Их занимают демократические свободы. Большинство египтян, с которыми он беседовал, находясь в этой стране, хотели, чтобы Мубарак ушел. Большинство его израильских собеседников – чтобы Мубарак остался. Он проявил себя как страж «холодного мира», как противник исламизма и как неплохой посредник в переговорах с палестинцами. Шансов остаться на своем посту у Мубарака нет. Значит, Израилю нужно спешить. Нужно срочно договариваться с Махмудом Аббасом даже ценой отказа от строительства поселений или же начинать переговоры с Сирией. Нужно добиваться американской помощи уже сейчас, в этом году. Через год в США начнется предвыборная кампания, которая на время выкачает весь воздух из рискованных инициатив на Ближнем Востоке.
Шломо Авинери из газеты Haaretz пишет о том, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху должен сказать египетскому народу. До сих пор, сообщает автор, израильское руководство лишь призвало западные правительства по дипломатическим каналам умерить критику в адрес Хосни Мубарака, а сам Нетаньяху добивается того, чтобы Запад надавил на любого преемника египетского президента с тем, чтобы тот не нарушал союз с Израилем. Это неверные шаги, считает Авинери. Они представляют Израиль как антиарабскую и прозападную силу. А обратиться израильский премьер должен к египтянам. Он должен напомнить им, что на протяжении 32 лет между двумя странами царит мир. Жители Израиля, 20% среди которых – арабы, желают египтянам добра и процветания. Израиль надеется на добрую волю Египта, но не будет оказывать на него давление. К сожалению, до сих пор Израилю не удалось договориться с палестинским народом, но премьер Нетаньяху готов сесть за стол переговоров без предварительных условий. Израиль надеется на помощь Египта в этом вопросе. Египет – важнейшая страна региона. Нетаньяху, пишет колумнист Haaretz, должен сказать египтянам, что мир между Египтом и Израилем – это не мир Мубарака и Израиля, а мир между двумя государствами и народами.