Грузовое судно "Амальтея" («Аль-Амаль») под погрузкой в порту Лаврио. Фото Reuters
Пока ливийское судно «Аль-Амаль» прокладывает себе путь в водах Средиземноморья, и неясно, попытается ли оно дойти до берегов Газы или все же войдет в египетский порт Эль–Ариш, комментаторы в арабском мире говорят, что только у первой флотилии во главе с турецким судном «Мармарра» было реальное влияние на ослабление блокады в Газе. А в основном стратегия посылки флотилий в Газу себя исчерпала. Однако флотилии в сектор Газа будут продолжаться в пропагандистских целях, считают они, чтобы атаковать Израиль. Если ливийское судно достигнет порта Эль-Ариш, будет создан прецедент для снижения давления на Израиль.
Администрация Обамы и международное сообщество понимают позицию Израиля в том, что он должен предотвращать поставки иранского оружия для ХАМАСа в сектор Газа морским путем.
Таким образом, говорят комментаторы в арабском мире, если ХАМАС продолжит запускать десятки флотилий в сектор Газа, это станет рутиной и СМИ больше не будут интересоваться этим. Инцидент с турецким судном "Мармара" больше не повториться. Израиль извлек все необходимые уроки.
Интенсивная дипломатическая деятельность Израиля вместе с правильным применением силы с целью остановить судно в море смогли предотвратить приход ливанской и иранской флотилий.
До тех пор, пока ХАМАС контролирует Газу, шансы на снятие израильской морской блокады равны нулю.
Несмотря на то, что в соответствии с соглашениями Осло, Израиль обязан позволить палестинцам в секторе Газы задействовать порт и аэропорт, ясно, что это невозможно.
ХАМАС будет использовать их для вооружения иранским оружием. Между тем, мир тоже это понимает. Поэтому израильская блокада сектора Газа представляется в мире как блокада режима ХАМАСа, а не как блокада жителей сектора.
Последнее ослабление израильской блокады в Газе получило международное одобрение, и сегодня в мире становится ясно всем, что нет недостатка продовольствия и медикаментов для жителей Газы.
Между тем очевидно, что ХАМАС не собирается менять стратегию по поводу флотилий, которую он называет «корабельной интифадой». Он не признает, что эта стратегия исчерпала себя. С ее помощью он будет пытаться вновь поднимать вопрос о продолжении морской блокады сектора и пытается продолжать "играть" на человеческих страданиях жителей Газы.
У некоторых арабских и исламских государств также есть интерес в продолжении флотилий в Газу для атаки на Израиль, с тем чтобы завоевать популярность среди собственных народов и среди населения Газы.
Нельзя забывать о Лиге арабских государств и различных организациях по правам человека во всем мире, которые заинтересованы во флотилиях из гуманитарных соображений.
Вполне вероятно, что количество флотилий будет увеличиваться в преддверии месяца Рамадана и зимы из тех соображений, что нуждающимся в секторе Газа нужно передать необходимое оборудование.
Если в конце концов ливийское судно «Амаль» прибудет в египетский порт Эль-Ариш, это послужит интересам Израиля. Будет создан важный прецедент, и Израиль сможет направлять все корабли для Газы в египетский порт. Это может уменьшить давление на Израиль.
Комментаторы умеренных арабских режимов и палестинские комментаторы, отождествляемые с ООП (Организация освобождения Палестины), обвиняют движение ХАМАС в том, что оно обслуживает региональные интересы Ирана. Руководство движения во главе с Халедом Машалем видит в секторе Газе иранский форпост. У него есть высший интерес в сохранении этого форпоста, в точности как у "Хезбаллах" на юге Ливана. ХАМАС даже попытается захватить еще один форпост - на Западном берегу, где сейчас доминируют силы палестинской автономии и Армии Обороны Израиля (ЦАХАЛ).
Таким образом, ХАМАС будет делать все, чтобы не потерять плацдарм, созданный в секторе Газа. Он не согласится с передачей контроля в руки Палестинской администрации. ХАМАС будет пытаться засылать флотилии в Газу, чтобы прорвать морскую блокаду и создать коридор для поступления через него оружия из Ирана. В этот главная причина того, почему потерпели поражения все усилия Египта по примирению между ФАТХ и ХАМАС.
Несмотря на то, что Египет подготовил сбалансированное соглашение о примирении, и движение ФАТХ готово было его тут же подписать, ХАМАС отказался. ХАМАС прекрасно понимает все риски, связанные с подписанием этого соглашения, которое может положить конец его власти в секторе Газа. Именно поэтому, вероятно, и активные усилия недавно созданной независимой делегация по налаживанию диалога потерпели неудачу. Во главе этой делегации стоит палестинский бизнесмен Мунив Альмацри.
Эта делегация недавно посетила Дамаск и встретилась с главой политбюро ХАМАСа Халедом Машалем, а также встречалась с руководством ХАМАСа в секторе Газа. Делегация получила одобрение со стороны председателя Палестинской администрации Махмуда Аббаса, но на палестинской улице критикуют ее членов, считая их "искателями, чем бы заняться» и сомневаются, что из этого что-то получится.
Шансы палестинского примирения невелики ... ХАМАС по-прежнему будет контролировать Газу и держать ее на коротком поводке.