Зарубежная пресса продолжает писать об обстановке вокруг московских терактов. По информации Эндрю Осборна из The Daily Telegraph, недавно ликвидированный Саид Бурятский успел сформировать группу из 30 так называемых «черных вдов» (все они родом из Чечни и Ингушетии) и отправить их для подготовки в радикальное турецкое медресе. Шахидки вернулись в Россию, где Бурятский лично «доучивал» их. Девять шахидок, сообщает DT, уже взорвали себя на Кавказе. Следствие пытается выяснить, принадлежали ли к группе Бурятского две смертницы, устроившие взрывы в московском метро. Источники в ФСБ сообщили британскому изданию о своих опасениях: если теракты – дело рук «вдов» Бурятского, то речь может идти о начале широкомасштабной террористической кампании. На свободе, по данным следствия, могут по-прежнему находиться 19 шахидок.
Группа ученых из Университета Чикаго на страницах The New York Times пытается объяснить, «почему чеченские женщины так опасны». По мнению авторов, анализ ситуации со смертниками в России позволяет несколько скорректировать схему «глобального терроризма»: действия смертников – не часть войны мирового терроризма против западной цивилизации и России в том числе, а способ сопротивления «военному оккупанту», каковым многие чеченцы считают русских. То же самое, пишут ученые, происходит в Ливане, на Западном берегу реки Иордан, в Ираке, Афганистане, на Шри-Ланке. За последние годы 24 чеченки в возрасте от 15 до 37 лет взорвали себя, всякий раз унося с собой человеческие жизни. Все смертницы мстили «оккупантам» за смерть близких, воспринятую как оскорбление, унижение, удар по чести. Чикагские ученые, ссылаясь на недавние видеообращения Доку Умарова, полагают, что боевики по-прежнему ведут войну за независимость, а не за создание халифата. Авторы статьи в NYT отмечают, что с 2004 по 2007 год терактов с участием смертников и смертниц не было. Это объясняется тем, что чеченские «борцы за независимость» более не вызывали сочувствия в мире после захвата школы в Беслане и в результате смягчения федеральной политики в республике. Однако в 2007 году от Рамзана Кадырова потребовали «добить» оставшихся боевиков – и теракты возобновились.
Ричард Бистон из британской газеты The Times отмечает несгибаемость россиян перед лицом терактов: пассажиры метро, чудом избежавшие смерти, уже 29 марта снова спустились в подземку. В Лондоне и Нью-Йорке, пишет Бистон, такая реакция была бы непредставимой. По словам журналиста, это вынужденная выдержка в стране, где люди не чувствуют себя защищенными. В то же время, пишет Бистон, терпение россиян постепенно истощается, «и вот уже даже некритические российские СМИ задаются вопросом об обещаниях безопасности, которые давал стране Путин».