Жители Израиля уверены, что правоохранительные органы в состоянии их защитить. Фото Романа Смирнова
Вчерашние взрывы в Москве не оставили мир равнодушным. Особо горячо выражают солидарность с россиянами в тех странах, где террористы оставили свой кровавый след.
В Израиле немедленно откликнулись на трагедию.
Глава правительства Израиля Биньямин Нетаниягу в телеграмме в адрес российского правительства подчеркнул, что израильтяне «осуждают террористическую атаку, причинившую страшные страдания невинным гражданам┘ Мы с вами, мы едины со всеми просвещенными народами в борьбе против терроризма, угрожающего всему человеческому сообществу».
Депутат Кнессета от НДИ Роберт Илатов, возглавляющий межпарламентскую Ассоциацию «Израиль-Россия»: "Я выражаю соболезнование семьям погибшим, всем россиянам. Взрывы, прозвучавшие в московском метро, унесли десятки человеческих жизней. Это настоящая трагедия, и она, увы, лишний раз доказывает, что терроризм сегодня – отнюдь не локальная проблема одной страны, но всего мира. И устранить эту угрозу можно только сообща!"
Прозвучало и еще одно мнение, с которым можно быть несогласным, но которое имеет под собой, вероятно, некоторые основания. Это заявление депутата Михаэля Бен-Ари: "Тот, кто с почетом принимает делегацию ХАМАСа в Кремле, не может жаловаться на террор, так как признал его легитимным методом решения проблем".
Эти резкие слова, впрочем, вполне согласуются с заявлением Президента России Дмитрия Медведева после посещения станции метро «Лубянка»: «Это просто звери, и безотносительно того, какими мотивами они руководствовались, то, что они делают, является преступлением по любому праву и исходя из любой морали, ≈ заявил Медведев. – У меня никаких сомнений нет: мы их найдем и всех уничтожим».
Илана Зальцман, жительница Хайфы в интервью обозревателю НГ сказала, что в связи с терактом в Москве испытывает смешанные чувства: «С одной стороны, это - скорбь и глубокое сочувствие: моя невестка осталась инвалидом после теракта в автобусе в Хайфе. С другой – горькое удивление, с каким опозданием приходит к российским властям понимание, что целенаправленный террор против мирных граждан не может быть оправдан никакими красивыми словами про «борьбу за независимость», «свободу» и т.д. Обыкновенные бандиты они, а не борцы. С кем они борются в метро? Чего они хотят? Кровь невинных насыщает их мстительные сердца радостью? Людям с таким вывернутым сознанием нигде в мире нельзя уступать – иначе мир будут заливать кровью с утроенной силой».
Что касается терактов самоубийц, то самым сильным ощущением в Израиле можно назвать доверие к силам безопасности: они предотвращают до 95% терактов смертников. Никто и никогда в Израиле не бросит камень в сторону спецслужб. Они делают максимум возможного – в этом уверены все израильтяне. Это рождает - как ни парадоксально для этой страны звучит - чувство защищенности (о ракетных обстрелах - разговор особый).
Когда происходят теракты в Израиле, об этом сообщают тут же все каналы. Немедленно срабатывает давно отлаженная система экстренной помощи, эвакуации, оповещения родных погибших, психологической помощи, даются все нужные телефоны больниц и прочее.
Удивительно поэтому было узнать не из русских каналов о терактах в Москве, а от дикторов израильского ТВ (в 8:08 я уже лихорадочно звонила друзьям в Москву). Причем, к чести израильтян, названия станций метро они произнесли в русской транскрипции с педантичной точностью (что не всегда бывает): «Лубянка» и «Парк культуры». И даже назвали примерное количество погибших – 40 человек. Как говорится, глаз наметан – увы. Впрочем, учитывая час пик и потоки людей в метро, возможно, некоторая задержка с информацией со стороны российских властей и была верной.
У Израиля, конечно, уникальный боевой опыт по борьбе с террором, накопленный за десятки лет противостояния. Но во всем, что касается терактов внутри городов (взрывы смертников в автобусах, кафе, магазинах или подрывы оставленных заминированных предметов), простые израильтяне в той же ситуации, что и мирные граждане во всем мире: они уповают на собственную бдительность, часто - интуицию, а еще чаще – на «удачу» и просто «авось». Никогда не угадаешь, где оно - то самое «нужное» место и то самое «нужное» время┘
Постоянная проверка сумок при входе во все официальные учреждения, а также банки, супермаркеты, школы, детсады и т.д. давно не вызывает никакой отторгающей реакции оттого, что кто-то посторонний роется в твоих вещах. Как сказал один веселый русский турист, когда его дама занервничала по поводу «бесконечных проверок» содержимого ее сумочки: «Пусть хоть догола разденут, лишь бы безопасность была».
Во всех автобусах перед глазами надпись, призывающая обращать внимание на «подозрительные» предметы. На улицах не так редки ситуации пробок из-за случайно забытого пакета на остановке. Бдительные граждане мгновенно набирают «100» (телефон полиции), приезжают специалисты – и все терпеливо ждут, когда это «разминирование» закончится. Зачастую это не опасные предметы – люди просто перестраховываются и даже не приближаются к подозрительному пакету, где потом могут оказаться обычные продукты. Но рефлекс срабатывает моментально. Детей в школах обучают таким же элементарным вещам.
Во время волны терактов-самоубийств в 2000-2008 гг. (одни из самых кровавых – 1 июня 2001 года возле дискотеки «Дольфи» в Тель-Авиве, погиб 21 подросток, 120 ранено; в Иерусалиме 2 марта 2002 г. – смертник взорвался в толпе женщин с детьми возле синагоги в иешиве «Бейт Исраэль», тогда погибли 17 человек, 50 были ранены), СМИ публиковали своеобразные инструкции, как можно вычислить террориста-смертника: он мог быть странно тепло одет в жару (чтобы скрыть пояс шахида с проводами), мог подозрительно себя вести: дать деньги за проезд в автобусе и отказаться от сдачи и проч.
Но это все, скорее, наблюдения постфактум, поскольку при взрывах в кафе и автобусах террористы себя вели по-разному. Одна арабка, к примеру, доехала на такси до кафе на побережье Хайфы, спокойно поела – и взорвалась.
Между тем, известно много случаев, когда бдительным водителям автобусов или пассажирам удавалось предотвратить теракты. Один «русский» охранник даже вступил в рукопашную – а после удачного обезвреживания террориста получил в награду от властей квартиру.
Впрочем, другому бдительному охраннику школы, тоже выходцу из СНГ, не повезло: он окликнул человека, который стремительно вошел в ворота школьного двора и, не реагируя на вопросы охранника, быстро пошел к входу в школу. Охранник счел эту ситуацию опасной и применил оружие, как и положено по инструкции. Последний выстрел оказался смертельным. Оказалось, это был техник, который просто проигнорировал «русского» охранника. А того вначале осудили на много лет, но потом срок скостили – после активного вмешательства «русских» депутатов Кнессета. Такие вот «издержки бдительности».
Основную нагрузку в войне с террором несут, конечно, израильские разведслужбы, в первую очередь Служба общей безопасности (ШАБАК), которая широко использует как технические средства, так и разветвленную сеть своих агентов в среде палестинцев. Террористическая «зараза», по мнению руководства ШАБАКа, вполне поддается радикальным методам лечения.
Израильские эксперты по борьбе с терроризмом первыми высказали предположение, что исламисты, спланировавшие и осуществившие двойной теракт в московском метро, могут быть связаны с "Аль Каидой" . Прежде всего на это указывает место первого взрыва, прогремевшего на станции "Лубянка", расположенной под зданием бывшего КГБ на Лубянке, являющегося символом власти в России. Глава МИДа РФ Сергей Лавров заявил, что исполнителей теракта в Москве могли поддерживать из-за рубежа. "Я этого не исключаю, ничего исключать нельзя. В Москве хорошо знают, что на границе Пакистана с Афганистаном существует так называемая ничейная территория. На этой территории активно окопалось террористическое подполье», - сказал министр.
Кажется, надо бы принять во внимание другое - идеологию, которая стоит за терактами с использованием смертников/смертниц. Идеология так просто не лечится. Если бы дело было действительно только в «справедливой борьбе за независимость» или «мести за невинных чеченцев/палестинцев и т.д.» (самые распространенные аргументы), то не взрывали бы метро в Англии, к примеру. Какие претензии у террористов-исламистов были к Англии? Она активно привечает мигрантов всех мастей, занимает отнюдь не произраильскую позицию – но, тем не менее, давно осевшие, отнюдь не бедные граждане ее страны решились не так давно взорвать своих соотечественников – тоже в метро.
При этом в Израиле замечено: чем больше уступок – тем чаще в десятки раз и тяжелее теракты. Вывод простой: террористам любых мастей уступать нельзя - и точка.
Человеческая психика так устроена, что стремится – в целях самосохранения – как можно быстрее «забывать» плохое, вернее, заталкивать страшные картины событий в дальний угол сознания. Жизнь все равно сильнее смерти. На следующий день в Израиле можно не увидеть даже следа от вчерашнего страшного теракта: улица тщательного замыта от крови, поврежденные здания отремонтированы, цветы вновь посажены, люди ходят в кино, справляют свадьбы┘ И в этом упорном стремлении жизни преодолеть мрак человеконенавистничества, идеологического варварства и есть единственная надежда. Та самая, которую экстремисты хотят уничтожить, введя мир в состояние страха, паники, готовности сдаться.