Американская газета The New York Times публикует новую статью Михаила Ходорковского под заголовком «Время и место для России». Бывший владелец «ЮКОС» пишет, что Россия начала первое десятилетие XXI века «на оптимистической ноте»: финансовая система была спасена, сельское хозяйство и промышленность начали восстанавливаться, бизнес стал привлекательным для миллионов людей, государственные институты заработали, начали обретать реальные очертания и институты гражданского общества. Однако сегодня, пишет Ходорковский, многие вспоминают те времена, когда суды в России вдруг почувствовали себя независимыми, парламент был местом, где сталкивались и искали компромисс социальные и бизнес-интересы, а граждане решили, что могут активно участвовать в формировании гражданского общества.
На международной арене, считает опальный бизнесмен, голос России воспринимался как голос надежного и ответственного соседа. Перед страной лежала «хорошо освещенная» дорога, но Россия с нее свернула. Виноват, по словам Ходорковского, не только Кремль. Ответственность лежит на «элитах» - на людях, вовлеченных в принятие важнейших политических и экономических решений.
Сегодня Россия, отмечает Ходорковский, знаменита двумя основными «статьями экспорта». Во-первых, это нефть и газ. Во-вторых, это коррупция. Жертвами экспортируемой Россией коррупции стали, по словам бывшего владельца «ЮКОС», некоторые политики в Америке и Европе. В самой России, пишет он, объемы «доходов от коррупции» сопоставимы с размером государственного бюджета.
Михаил Ходорковский задается сакраментальным вопросом: «Куда идет Россия в XXI веке?» Экспорт сырья и коррупции, по его мнению, может быть долгоиграющим – до тех пор, пока на сырье и коррупцию есть спрос. Однако из-за этих «статей экспорта» Россия ежедневно теряет свои лучшие «активы». Это, в частности, качественное образование, экспертиза и навыки работы в области фундаментальной науки, достижения в сфере высоких технологий. Внутренний спрос на эти «активы» постепенно снижается. Россия, по словам Ходорковского, рискует превратиться в классическую страну «третьего мира». Кто-то, пишет бизнесмен, скажет, что Россия это заслужила, но при этом нельзя забывать, что амбиции и ядерный арсенал у России сохраняются.
Ходорковский отмечает, что для коррумпированной сырьевой экономики излишними расходами являются инвестиции в образование, здравоохранение и развитие инфраструктуры. Россия, по его словам, представляет собой страну, которая балансирует между авторитаризмом и административной дезорганизацией, тогда как недоразвитые демократические институты не способны сплотить вместе российские регионы – те из них, что выходят из-под контроля Москвы, неизбежно превратятся в зоны влияния Китая или экстремистских организаций.
Россия, пишет Ходорковский, должна сделать исторический выбор: сойти с ложного пути или двигаться дальше – к гибели страны. При этом опальный бизнесмен отмечает, что трансформировать Россию могут сами россияне и российские элиты, а вовсе не иностранцы. Однако интеллектуальные, политические и бизнес-элиты Запада могут ответить на три важных вопроса: 1) Как коррумпированная сырьевая Россия влияет на нынешний Запад? 2) В чем будет заключаться вызов и опасность для Запада, если нынешняя Россия распадется на псевдогосударственные образования, лишь номинально контролируемые из Центра? 3) Можно ли назвать ответственным поведение западной элиты по отношению к России?
Российские элиты, пишет Ходорковский, несут ответственность за выбор места России в мире. Но и Запад не должен отстраняться от этого процесса: западные элиты должны быть готовы вести с Россией стратегический диалог.