17 декабря с Ленинградского вокзала в Москве в 19.00 отправился поезд №158 до Санкт-Петербурга. Этот поезд – тот самый скоростной «Сапсан», произведенный компанией Siemens AG для российских железных дорог. Перезапуск скоростного движения между двумя столицами – событие примечательное, но омраченное недавней катастрофой «Невского Экспресса» на смену которому и пришел «Сапсан». Руководство ОАО РЖД сначала даже не планировало никаких мероприятий, связанных с началом регулярных рейсов нового поезда. Однако решение, видимо, было пересмотрено, и глава РЖД Владимир Якунин выступил перед прессой накануне отправления «Сапсана».
«Скорость» брифинга была подобна скорости нового поезда. Владимир Иванович появился перед камерами за двадцать минут до отхода поезда, поэтому успел ответить всего на два вопроса. Глава РЖД сообщил прессе, что «Сапсан» - это не только вагоны, а это вообще-то поезд, олицетворяющий собой новую жизнь. «Это другая технология, другой транспорт, транспорт надежный, адаптированный и проверенный на многих железных дорогах мира┘ Инфраструктура готовилась четыре года. Были уложены новые японские рельсы. Но мы с нашими металлургами договорились, что в будущем это будут уже наши рельсы. Все было сделано, стандартизировано и сертифицировано. С того момента (крушения «Невского Экспресса» - НГ) сделано очень много. И «Сапсан» - это не предыдущий поезд. Мы сами провели свою проверку, чтобы учиться на том, что случилось. «Сапсан» - другой поезд, другая технология. Уровень безопасности нового поезда для наших дорог является беспрецедентным». «Я купил билет, и сейчас поеду!» - сказал Владимир Якунин.
Первый рейс «Сапсана» оказался отнюдь не пустым. Ранее сообщалось, что начало регулярного движения будет открыто 18 декабря, но первый поезд пустили 17 вечером. Пассажиры и работники поездной бригады, казалось, были немного удивлены, когда на перрон за 15 минут до отхода поезда высыпала толпа с теле- и фотокамерами. Естественно, задерживать отправление ради интервью и съемки никто не стал, и в 19.02 поезд отправился в Санкт-Петербург.
Новый экспресс будет ходить между двумя столицами трижды в день. Время в пути без остановок - 3 часа 45 мин. (поезда 157/158 и 151/152) и 4 часа 15 мин. для поезда 155/156, который делает по пути три остановки. Цены на билеты в одну сторону довольно высокие по сравнению с ценами на самолет. Долететь до Санкт-Петербурга по самому скромному тарифу можно за 1700-1800 руб. в одну сторону. Базовая цена на «Сапсан» - 3300 руб. На дневной рейс билеты будут дешевле тарифа, на пиковые вечерние – дороже.
Эксплуатация новых поездов только началась и какие-либо выводы делать слишком рано, а предсказывать, например, заполняемость новых поездов бессмысленно. Хотелось бы, чтобы инфраструктура не подкачала, и регулярность и скорость «Сапсанов» не падала по мере эксплуатации. На очереди – Нижний Новгород.
Справка НГ.
Скоростные и высокоскоростные железные дороги мира.
SNCF LGV (Франция. Ligne a Grande Vitesse - "высокоскоростная линия") – наиболее развитая и продвинутая сеть выделенных высокоскоростных железных дорог, рассчитанных на скорость до 350 км/ч (на отдельных участках). Первая ветка была открыта в 1981 году между Парижем и Лионом. Сеть LGV охватывает города на юге, западе и северо-востоке Франции: Лион, Тур, Ле Ман, Лилль, Марсель, Страсбург, а также несколько городов на территории Швейцарии. По линиям LGV курсируют скоростные поезда TGV производства компании Alstom. Последним достижением компании является суперскоростной поезд AGV , крейсерская скорость которого 360 км/ч. Первый контракт на поставку 25 поездов общей стоимостью 1,5 миллиарда евро уже заключен с новым итальянским перевозчиком компанией Nuovo Transporto Viaggiatori (NTV). Начало эксплуатации запланировано на 2011 год. А в 2014 году и сама Франция планирует выводить новые поезда на свои маршруты. Посчитано, что при нынешних темпах роста скорости пассажирских поездов в России для того чтобы догнать Францию по скорости передвижения по железной дороге потребуется 16,009 трлн. руб. (примерно 59,8% российского ВВП за прошлый год – 26,78 трлн. руб.). Однако РЖД сравняется по скорости с TGV не раньше, чем через 218 лет – в 2225 году.
Синкансен (Япония) – самая старая система скоростного ж/д транспорта. Первый поезд прошел между городами Токио и Осака в далеком 1964 году. Ставка японцев на железнодорожное, в том числе и скоростное, сообщение обусловлено спецификой географического положения, плотностью населения и проблемностью строительства больших аэропортов. Общая длина линий "Синкансэн" составляет 2459 км. Они охватывают все крупные города островов Кюсю и Хонсю. Япония активно включилась в гонку по завоеванию рынков сбыта скоростных поездов. Поэтому в декабре прессу созвали на испытания нового поезда Shinkansen N700 Bullet Train, который объявлен конкурентом европейским поездам производства Siemens AG и Alstom. Прошедший недавно визит Барка Обамы в Японию позволяет японским компаниям надеяться на помощь США в продвижении скоростных поездов на внешний рынок, который в настоящее время выглядит довольно привлекательным. Многие страны затеяли строительство ВСМ, и им нужны скоростные поезда, которые производятся во Франции (Alstom), Германии (Siemens AG), Канаде (Bombardier) и Японии. Однако канадская компания может похвастаться лишь поездом для линии Acela в США.
Thalys (Европа) - сеть скоростных железнодорожных линий, связывающих Париж (Франция), Брюссель (Бельгия), Амстердам (Нидерланды) и Кельн (Германия). Решение о строительстве высокоскоростной магистрали Париж - Брюссель - Кёльн - Амстердам было принято в 1987 году национальными операторами железных дорог четырех стран участниц проекта, а 4 июня 1996 года по маршруту Париж Брюссель Амстердам отправился первый поезд. На линиях эксплуатируются поезда аналогичные французским TGV производства Alstom.
Eurostar (Европа) - железнодорожная сеть, соединяющая Лондон и графство Кент в Великобритании с городами Париж, Лилль (Франция) и Брюссель (Бельгия). Поезда "Евростар" пересекают пролив Ла-Манш по Евротоннелю, проложенному под его дном. Поезд "Евростар", по существу, является удлинённой модификацией состава TGV, приспособленной для эксплуатации в Великобритании и Евротоннеле.
Intercity Express, ICE Deutsche Bahn (Германия). Сеть скоростных поездов, распространённая в Германии и охватывающая Нидерланды, Австрию, Швейцарию, Данию и Францию. Обслуживается поездами ICE производства Siemens AG. Общая длина участков, на которых "Интерсити экспресс" может развивать скорость больше 230 км/ч, составляет 1200 км.
Сети Interсity (Великобритания) и Acela (США) лишь с натяжкой можно отнести к скоростным. Поезда достигают скорости около 200 км/ч. лишь на отдельных участках.
Однако самой перспективной разработкой кажется линия Maglev в Шанхае, соединившая город и аэропорт. Поезда на магнитной подушке могут развивать скорость свыше 500 км/ч. Эту технологию активно разрабатывает и продвигает немецкая компания Transrapid. В самой Германии Transrapid построил лишь испытательное кольцо, по которому катает туристов.
(При подготовке справки использована информация РИА Новости, Reuters, API и открытых источников)