Компания Virgin Atlantic начинает регулярные атмосферные испытания коммерческого космического корабля SpaceShipTwo. Бутылку шампанского о нос аппарата на космодроме в Мохаве (Калифорния) разбили владелец Virgin, миллиардер Ричард Брэнсон и губернатор штата Арнольд Шварценеггер. До стартов с пассажирами осталось совсем немного времени (по космическим меркам). Устроители частной космической программы говорят о 2011-2012 годе. «Это начало эры коммерческого космоса, - сказал Брэнсон, - каждый может стать космонавтом».
На самом деле, космический полет корабля Брэнсона, можно пока лишь условно назвать космическим. Путешествие длительностью около двух часов, судя по всему, не предполагает выхода на околоземную орбиту. Но устроители гарантируют, что пассажиры смогут испытывать невесомость в течение 5 минут и увидеть «Землю из космоса» с высоты около 104 км. (Фактическая граница атмосферы земли и ионосферы находится на высоте 118 км). Это удовольствие пока что стоит 200.000 долларов, и, кстати, недостатка в потенциальных пассажиров нет. Опцион внесли уже триста человек.
SpaceShipTwo является прямым потомком SpaceShipOne Берта Рутана. После того как Рутан и его компания Scaled Composites стали обладателями 10-миллионного приза Ансари Х (Ansari X Prize) за разработку в области коммерческой космонавтики, подключилась компания Брэнсона. В результате был построен второй корабль и самолет-носитель. По задумке конструкторов, челнок SpaceShipTwo будет разгоняться самолетом-носителем WhiteKnight (Белый Рыцарь), по достижении высоты в 18 км., челнок отсоединяется, продолжая полет за счет своих двигателей. После совершения маневра в верхних слоях атмосферы крылатый челнок приземляется на полосу космодрома. Брэнсон также говорит о том, что его корабль более безопасен, чем продукция NASA. «Их технологиям уже 60 лет, а у нас все совершенно новое», - сказал владелец Virgin.
Virgin Galactic видит еще одну сферу применения своему детищу: суборбитальные перелеты между континентами. «Если правительство США будет заинтересовано в этом, мы готовы предложить наши разработки в этой сфере. Полет между США и Австралией займет всего два часа», - сказал Брэнсон на презентации.
Можно ли назвать проект Рутана и Брэнсона прорывом в космос? Безусловно. Пока орбита принадлежит исключительно государственным агентствам, таким как NASA, Роскосмос, ESA, то массового выхода человечества в космос не получится. Сделать орбиту доступной могут только частные компании при законодательной и финансовой поддержке государства. И в России, и в США сейчас проблема со стареющей космической техникой, особенно в отношении пилотируемых космических кораблей. Это как раз та ниша, которая может быть быстро заполнена частными перевозчиками. Это вполне разумно, поскольку за госкомпаниями останется наука и передовые космические разработки. Они по-прежнему пока будут на переднем крае исследования космического пространства.
И то, что в США есть подобного рода частные инициативы, воплощенные в металле, безусловный прорыв, сравнимый с началом космической эры для всех желающих, потому что цены на полеты будут со временем падать, появится конкуренция. Не исключено, что лет через 10-15 купить путевку на орбиту можно будет в любом турбюро.