В пятницу вечером, 27 ноября в 21:34 четыре вагона поезда 166 «Невский Экспресс» сообщением Москва – Санкт-Петербург сошли с рельсов. Это произошло на перегоне Алешинка – Угловка (Новгородская область). По словам представителя генпрокуратуры РФ Марины Гридневой погибли 30 человек, еще 60 человек госпитализированы. Данные МЧС немного другие. "Итак, на данный момент погибли 25 человек, 87 пострадавших, они госпитализированы", сказал глава министерства Сергей Шойгу на селекторном совещании. По сообщению на 13.35 минут (РИА «Новости» со ссылкой на Минздравсоцразвития) погибли 26 человек.
Раненые были развезены по больницам Новгородской и Твеской областей и Санкт-Петербурга. Пресс-служба РЖД опубликовала списки людей, обратившихся за помощью в различные медицинские учреждения.
На настоящий момент все пассажиры поезда эвакуированы с места происшествия. Пропавшими без вести считаются 18 пассажиров. Всего в «Невском Экспрессе» ехало 682 человека. На место трагедии выехал глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин, а Генпрокуратура возбудила уголовное дело по факту крушения поезда по статьям "Терроризм" и "Незаконное хранение огнестрельного оружия или взрывчатых веществ". Якунин подтвердил, что причиной крушения поезда Москва-Петербург мог стать подрыв. Сотрудники милиции ищут террористов, причастных к подрыву "Невского экспресса" на границе Тверской и Новгородской областей. Оперативные мероприятия пока проводятся в близлежащих деревнях. Как сообщил на селекторном совещании в МЧС России начальник Северо-Западного УВД на транспорте генерал-майор милиции Анатолий Жуковский, в настоящее время произведено оцепление места происшествия. Проводятся следственно-оперативные мероприятия на прилегающей территории, а также в близлежащих деревнях.
"Существуют объективные данные, которые позволяют следователям рассматривать как одну из версий подрыв", - сказал в субботу Якунин журналистам на месте происшествия. Машинист локомотива «Невского Экспресса» сказал в телефонном разговоре, прозвучавшем в эфире «Вестей», что непосредственно перед сходом вагонов произошел взрыв. Вместе с версией о теракте рассматривается, как одна из причин крушения, деформация путей.
Владимир Якунин: «Трагедия, случившаяся 27 ноября в Новгородской области, унесла жизни десятков людей. Никакими словами невозможно умалить скорбь людей, потерявших родных и близких. Только поддержка и участие людей способны помочь пережить боль утраты. От имени Правления ОАО "РЖД", всех железнодорожников страны выражаю глубокие соболезнования родным и близким погибших. Дай Бог вам мужества, чтобы пережить это горе. Мы с вами в этот тяжелый час».
В связи с катастрофой Октябрьской железной дорогой была также открыта "горячая линия" в Петербурге (812) 457-49-05 и 436-88-13, и ОАО "РЖД" по телефону - 8-800-200-67-67.
По сообщению пресс-службы ОАО «РЖД» «в связи с происшествием с поездом №166 изменен маршрут движения более 50 пассажирских поездов. В настоящее время в среднем их задержка составляет около 8 часов. В пути пассажиров ОАО "РЖД" будет обеспечивать питанием и водой. ОАО "РЖД" прилагает все усилия для сокращения задержки поездов». Сообщается, что авиакомпания «Аэрофлот» вывела на маршрут между двумя столицами лайнеры большей вместимости.
Говорить об истинных причинах аварии пока слишком рано. Есть мнение, воронку на месте крушения мог оставить не только взрыв. Хлопок, который слышали и пассажиры, и машинист, мог стать следствием излома рельса при экстренном торможении. Тогда возникает вопрос, почему было применено экстренное торможение. По слухам, незадолго до крушения пропало напряжение в контактной сети, однако это вряд ли могло привести к крушению поезда.
Интересен также следующий момент. По некоторым данным, незадолго до крушения «Невского Экспресса» место трагедии «пролетел» новый скоростной поезд «Сапсан», следовавший по трассе в тестовом режиме. На 18 декабря намечено начало регулярного движения «Сапсанов» по маршруту Москва – Санкт-Петербург, и поезд проходит последние проверки. По страшному стечению обстоятельств, первый рейс с пассажирами новый поезд выполнил уже прошлой ночью. После катастрофы РЖД, видимо, развернуло, ехавший впереди «Сапсан» и он стал тем поездом, на котором уцелевшие пассажиры «Невского» добрались до северной столицы.
Вся эта история, от начала, а может быть и до конца, напоминает ту, что произошла два года назад. 13 августа в 21.38 потерпел крушение скоростной поезд «Невский экспресс» Октябрьской железной дороги, следовавший по маршруту Москва – Санкт-Петербург. Поезд проходил перегон Бурга - Малая Вишера, когда за 30 метров до моста через реку Бурга под полотном дороги сработало самодельное взрывное устройство. Благодаря оперативным действиям бригады поезда #166, удалось минимизировать последствия аварии для пассажиров. В больницу города Малая Вишера доставлено 25 человек. Всего за медицинской помощью обратилось 60 человек. На поезд был продан 231 билет, состав обслуживала бригада из 20 человек во главе с начальником поезда Болдыревым. По счастливой случайности и благодаря слаженным действиям═бригады поезда, жертв тогда удалось избежать.
Дело тогда объявили терактом и задержали═двух человек. Потихоньку информация о расследовании обстоятельств аварии из полноводной реки превратилась в маленький ручеек. Судя по записям на специализированных форумах в то время, и по мнениям некоторых специалистов, было слишком много разных фактов, которые не позволяют однозначно судить о том, что в 2007 году произошел именно подрыв поезда. Как бы то ни было, а версия теракта, согласно официальным сообщениям, подтвердилась. Но дело тянется и по сей день. Вот что сообщает РИА «Новости» 20.11. 2009: «По подозрению в причастности к теракту в октябре 2007 года были задержаны жители Ингушетии Саламбек Дзахкиев и Макшарип Хидриев, которые, согласно сведениям СКП, приобрели и доставили в Маловишерский район взрывчатку. Дзахкиеву и Хидриеву предъявлены обвинения по пунктам "а" и "в" части 2 статьи 205 УК РФ (теракт), пунктам "а" и "г" части 2 статьи 112 УК РФ (умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести) и части 3 статьи 222 УК РФ (незаконное приобретение, передача и перевозка взрывчатых веществ организованной группой). Судебный процесс начался 23 июня текущего года, первое заседание суда состоялось 30 июня. Дело слушается коллегией из трех судей. На процессе 18 ноября был объявлен перерыв до 25 ноября. Дзахкиев и Хидриев виновными себя не признали». А 28 ноября пущен по откос второй «Невский Экспресс». Первое заседание на процессе прошло 30 июня. Суд проходит в открытом для СМИ режиме. Представитель гособвинения на процессе заявил о том, что поезд был подорван террористической группой, действовавшей под контролем одного из наиболее известных чеченских боевиков, ныне числящегося в розыске Доку Умарова. Представители защиты заявили, что в деле "нет даже косвенных улик", которые бы указывали на виновность их подзащитных.
К трассе Москва – Санкт-Петербург последнее время приковано особой внимание. Она является, да и раньше являлась предметом особой гордости РЖД. Быстрые поезда, связавшие две российские столицы, начали ходить еще в первой половине прошлого века. В 80-х годах была попытка наладить скоростное сообщение посредством поездов типа ЭР-200. Вместе с несколькими составами ЭР-200, на линии эксплуатировал еще ряд поездов, но уже под локомотивной тягой, идущими в скоростном режиме. Среди них «Аврора» и «Невский Экспресс». ЭР-200 списали в утиль, и ему на смену планируется пустить поезда «Сапсан» производства компании Siemens. Всего было закуплено 6 составов для организации движения между Москвой, Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом. Под это дело была произведена реконструкция путей под скорость 250 км/ч. И в составы, и в реконструкцию РЖД вложила немалые средства.
И вот теперь по имиджу компании и по перспективам скоростного движения, похоже, нанесен страшный удар. Мнение о том, что «Сапсаны» будут «воздуховозами», не раз звучало на многих Интернет-форумах, а также и о том, что переделывать главный ход ОЖД под скоростное движение не совсем правильно. Говорилось также, что, в принципе, на этой линии можно было бы обойтись и обычными составами, а под скоростные поезда построить новую ВСМ (высокоскоростная магистраль), где скорость будет уже на уровне европейских аналогов. В настоящее время во Франции поезда нового поколения AGV могут развивать скорость около 350 км/ч., не говоря уже про немецкий Maglev – поезда на магнитной подвеске. Под такую скорость, по мнению аналитиков, переделывать существующую не первый век трассу очень сложно и затратно. В последнее время появилась информация о том, что якобы реанимирован старый проект ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом. Тогда не совсем понятно назначение «медленных» (по сравнению с движением по ВСМ) «Сапсанов».
Объявленная на «Сапсан» цена была, видимо, минимально возможной для РЖД, чтобы народ стал ездить на «Сапсанах». Но и эта цена (примерно от 2200 за поездку в одну сторону) несколько выше той, что могут предложить авиаперевозчики (при определенных условиях, разумеется). Билет на самолет в обе стороны (заметьте) можно приобрести в передах 3500 руб., а одна крупная российская авиакомпания предлагает для покупки через Интернет билеты по 1500 руб. в одну сторону (включая сборы). И, судя по опыту и количествам рейсов в день, самолеты на этом направлении пользуются устойчивым спросом. Направление Москва – Санкт-Петербург обслуживают как минимум четыре авиакомпании, совершая около 20 рейсов в день.