Западные СМИ публикуют сегодня материалы, приуроченные к 20-летию со дня падения Берлинской стены. Так, например, колумнист The New York Times Росс Даутхэт пишет, что сегодня либеральный мир снова уязвим. С одной стороны, Даутхэт говорит об алармизме в духе «холодной войны», когда президенты США опасаются Чавеса, Путина, Ким Чен Ира. С другой стороны, западный мир эффективно соблазняют псевдомарксистские проекты глобального капитализма. Америка по-прежнему находится во власти посткоммунистической паранойи и поэтому недостаточно активно празднует годовщину падения Стены.
Энн Эпплбаум пишет в The Washington Post, что никто не мог представить в 1989 году, как будет выглядеть Центральная и Восточная Европа через двадцать лет. Абсурдной казалась даже идея объединенной Германии. Кто-то предсказывал реставрацию нацизма и Четвертый Рейх. Кто-то – рост восточноевропейского национализма. Кто-то опасался охоты на коммунистических «ведьм», то есть неконтролируемой люстрации. Однако Центральная Европа сегодня, пишет Эпплбаум, живет мирной и демократической жизнью. По словам журналистки, пытаясь окинуть взором две последние декады, многие воспринимают достижения как предрешенную данность, беспрецедентность как норму, и в основном думают о том, чего сделать не удалось.
Британская The Times, в свою очередь, публикует статью Михаила Горбачева. Он пишет, что в 80-е годы мир стоял на историческом распутье. Гонка вооружений создала взрывоопасную ситуацию. Сегодня мир, по словам Горбачева, оказался перед лицом новой угрозы – климатической, и вновь нужна всемирная кооперация, чтобы не случилось беды. Горбачев считает, что в сегодняшнем мире человечеству предстоит снести не одну стену. Например, стену между развитыми и развивающимися странами. Стену между теми, кто провоцирует изменения климата, и теми, кто от них страдает. Стену между активными гражданами и властью.