Администрация Обамы должна задуматься о том, как сохранить на российских ядерных объектах американских инспекторов, пишут в The New York Times Том Шенкер и Питер Бейкер. В противном случае второй крупнейший в мире ядерный арсенал впервые за десятилетия окажется вне зоны внимания США. Это может произойти очень скоро: срок действия нынешнего договора о сокращении наступательных ядерных вооружений между Москвой и Вашингтоном истекает 5 декабря, и парламенты обеих стран не успеют к этому времени ратифицировать новое соглашение (даже если его подпишут главы государств). Следовательно, 5 декабря американских наблюдателей могут «попросить» с российских объектов. По данным источников The New York Times, эта тема обсуждалась на встрече Хиллари Клинтон и Сергея Лаврова, но никаких конкретных решений принято не было.
По мнению Уолтера Пинкуса из The Washington Post, новый договор о сокращении ядерных вооружений – скорее наследие «холодной войны», нежели актуальное для XXI века соглашение. Пинкус ссылается на данные исследования, опубликованного американским институтом East-West. По мнению военных экспертов, которых цитируют исследователи, ядерные арсеналы обеих стран сегодня – «скорее пистолет в кобуре и с предохранителем, нежели готовое к бою оружие». В исследовании сообщается о сложном, многоступенчатом процессе запуска ракет как в США, так и в России. Эксперты также подчеркивают риски, которые несет в себе ядерное разоружение: снятые с пусковых установок, ракеты становятся мишенью №1 для бомбардировок с применением «конвенционального» оружия. Так или иначе, констатируют Уолтер Пинкус и исследователи East-West, прогресс в деле разоружения полностью зависит от политических лидеров, поскольку военные структуры обеих стран консервативны, не готовы пересматривать многолетние стратегические цели и операционные принципы.
Сразу два британских издания обратили внимание на интервью Михаила Горбачева «Новой газете», в котором первый президент СССР назвал недавние региональные выборы в России издевательством. Эндрю Осборн из The Daily Telegraph отмечает, что такого рода оценки – переломный момент для отношений Горбачева и российской власти, которую экс-президент обычно критикует довольно сдержанно. До сих пор, отмечает Осборн, Горбачев отмечал отдельные пороки российской политической системы, но выводил Путина за рамки критики; теперь же лидер советской «перестройки» пошел дальше и де-факто заявил, что вся система насквозь прогнила.
Тони Халпин из The Times напоминает другие, относительно «свежие» критические высказывания Горбачева в адрес российской власти. В частности, в сентябре в интервью The Times Горбачев ставил на вид Кремлю рост коррупции в России, а также отсутствие какого-либо прогресса в расследовании дел об убийствах журналистов. В марте же экс-президент назвал «Единую Россию» «партией бюрократов» и «ухудшенным вариантом» КПСС. Он заявил, что российской Думе и судам не хватает независимости.