Газета The Wall Street Journal публикует сегодня развернутую статью известного американского русиста Ричарда Пайпса. Профессор Пайпс комментирует недавнее интервью Джо Байдена WSJ, в котором вице-президент США заявил, что «России нужно принять выверенные решения», поскольку «ее население уменьшается, ее экономика слабеет, ее банковский сектор не выдержит следующие 15 лет». По мнению ученого, публичные высказывания такого рода преследуют цель «унизить» Россию, которая со времен покорения Сибири считает себя великой державой. Пайпс пишет, что не экономика или культура, а геополитическое положение сделало Россию влиятельным игроком на международной арене, и таковым она останется (ведь география не столь переменчива, как экономическая ситуация). Ностальгируя по СССР и Сталину, рассуждает ученый, россияне скучают по статусу страны, «которую уважали и боялись»; в настоящее время единственный способ вернуть это ощущение сверхдержавы – говорить «нет» США. По мнению Ричарда Пайпса, негативным последствием этой ностальгии по величию является невнимание к внутренним проблемам: сырьевой экономике, коррупции, однопартийности.
Американский ученый пишет, что большинство россиян совершенно не обеспокоены монополизацией внутренней политики одной политической элитой. По его мнению, это объясняется общей аполитичностью россиян; эта аполитичность исторически обусловлена тем, что за тысячу лет у русских практически не было возможности выбирать правительство или влиять на его деятельность. Россияне, по словам Пайпса, привыкли полагаться на самих себя, а не на правительство. Они не ожидают от власти социальных благ, хотя с охотой их примут. Они привязаны к семье и конкретному месту и не чувствуют себя гражданами большой страны; они скептически относятся к демократии как таковой, ассоциируют ее с анархией и произволом. Единственное требование, которое россияне выдвигают власти – это наведение порядка. По мнению Ричарда Пайпса, распад СССР нанес серьезный удар по идентичности русских: они до сих пор не могут понять, кто они. Отчасти именно этим, по словам ученого, обусловлена внешняя политика России, ее вмешательство в дела стран Восточной Европы и СНГ. США, пишет Пайпс, должны в некоторых ситуациях вести себя жестко, но в то же время Вашингтон должен понимать психологическое состояние Москвы: в свое время США чувствовали себя точно так же, когда СССР размещал ракеты на Кубе, в «зоне влияния» Вашингтона.
The Washington Post публикует статью эксперта Московского центра Карнеги Марии Липман о ситуации на Северном Кавказе. Липман считает стратегию Кремля в этом регионе ошибочной. Эксперт отмечает, что до сих пор Кремль предпочитал делать ставку на местных политиков, лояльных центру. При этом центр закрывал глаза на то, что местные власти подчас действуют противозаконными средствами и сами используют насилие. Кремль, пишет Липман, озабочен проблемами безопасности в масштабах всей страны; умиротворение Северного Кавказа в его глазах означает, что насилие не выплескивается за границы региона. Однако, по мнению эксперта, поощрение «внутреннего насилия» приводит к тому, что насилие выходит из-под контроля, что и происходит в Чечне, Ингушетии и Дагестане. При этом многие россияне, пишет Липман, не считают Кавказ частью России и считают, что кавказским республикам следует предоставить независимость. Эксперт резюмирует, что независимость – не решение проблемы, так как кавказские республики, получая дотации из центра, не стремятся к ней.
Британская газета The Guardian публикует колонку журналиста Дэвида Тизера, который пишет о том, что Россия, Южная Осетия и Абхазия используют пиар-группы для воздействия на западные СМИ. В частности, Сухум и Цхинвал, по информации Тизера, наняли калифорнийскую пиар-фирму Saylor Group. Журналист также сообщает, что Кремль, нанявший агентство Ketchum 3 года назад, накануне питерского саммита G-8, продолжает пользоваться его услугами. В то же время Грузия во время военного конфликта с Россией пользовалась услугами брюссельской фирмы Aspect. Тизер пишет, что Россия за 3 года заплатила Ketchum по меньшей мере 14 млн. долларов. В свою очередь, Южная Осетия и Абхазия, по сведениям The Guardian, ежемесячно платят 30 тыс. долларов Saylor Group. В то же время Грузия, сообщает Тизер, все равно выигрывает пиар-войну на Западе.