Британская The Times публикует сегодня сразу несколько материалов, посвященных российско-грузинским отношениям. В одной из статей журналист Филип Пэнк пишет, что грузинские полицейские на границе с Южной Осетией практически каждый день сталкиваются с «российскими провокациями». Пэнк побеседовал с местным офицером полиции, который утверждает, что российские солдаты «ведут себя как дети, напиваются и стреляют в направлении контрольно-пропускного пункта». Грузинское правительство, пишет корреспондент The Times, с тревогой ожидает грядущих учений «Кавказ-2009», в ходе которых в кавказский регион прибудут 8,5 тыс. российских солдат, 200 танков, 450 броневиков и 250 артиллерийских орудий. Грузины, проживающие на границе с Южной Осетией, обеспокоены уходом международных наблюдателей из региона. Они считают, что Россия обязательно воспользуется этой ситуацией. Сам грузинский президент Михаил Саакашвили на вопрос корреспондента The Times о том, может ли Грузия чувствовать себя защищенной от российского нападения, ответил: «Спросите что-нибудь попроще. Я не знаю, о чем думает Владимир Путин. Мне кажется, что все, кроме него, хотят мира». «Сейчас мы не наблюдаем такого уровня провокаций, который был прошлым летом, - прокомментировал ситуацию британской газете анонимный западный дипломат. – Впрочем, все возможно».
В отдельной заметке Филип Пэнк приводит другие соображения Саакашвили по поводу войны с Россией. Грузинский президент в беседе с корреспондентом The Times высказывался довольно резко: «Это (Южная Осетия – прим. «НГ») – грузинская территория. Разговоры о том, что мы начали войну на нашей территории – полное дерьмо! Мы не нападали на Россию. Мы не входили на российскую территорию и не бомбили Москву». Филип Пэнк отмечает, что во время разговора о России внешний лоск Саакашвили куда-то исчезает, его сменяют вспышки подлинного гнева – «признаки повышенной эмоциональности, которые, по мнению критиков, привели к августовской войне». Тех, кто утверждает, что войну начала Грузия, Михаил Саакашвили называет «идиотами». Он утверждает, что Путин хочет захватить грузинские трубопроводы, соединяющие Каспийское море и страны Запада. Саакашвили также сообщил Филипу Пэнку, что бывший госсекретарь США Кондолиза Райс предупреждала его о возможной российской агрессии, а Джордж Буш обещал не допустить вторжения русских в Тбилиси.
Небольшую колонку посвятил отношениям России и Грузии постоянный корреспондент The Times в Москве Тони Халпин. Журналист считает, что в отношении Михаила Саакашвили у России одно желание – его отставка с поста президента Грузии. Как отмечает Халпин, ситуация в районе Ахалгори очень нестабильна и после ухода международных наблюдателей из Южной Осетии именно там может зажечься искра, из которой разгорится новый конфликт. Россия, как пишет журналист, не до конца соблюдает достигнутые после завершения августовской войны договоренности. Позиция Запада, считает Халпин, лишь подогревает аппетиты Москвы: Запад выглядел слабым, а Кремль мог решить, что возмущение США и ЕС в любом случае окажется недолговременным. Тони Халпин сомневается в том, что к эскалации конфликта могут привести учения «Кавказ-2009». Журналист отмечает, что они завершатся 6 июля, в день прилета в Москву Барака Обамы, и война в этот момент была бы «безумием». В то же время, пишет он, силовики, играющие важнейшую роль в российском руководстве, могут воспользоваться моментом, чтобы убить сразу двух зайцев: сместить Саакашвили и унизить Обаму.