"Один день джихада более ценится Богом, чем целый месяц поста"
(Свод законов священной войны против неверных "Китаб уль-Джихад")
В последние несколько недель исламские экстремисты вновь продемонстрировали всему миру свои воистину неограниченные возможности и фанатичную решимость неуклонно следовать пути Священного Джихада. В Индии исламистская организация "Хезб уль-Муджахеддин" весьма искусно провела целую кампанию массового террора против неверных. В Москве теми же методами чеченские исламисты уничтожили двенадцать российских граждан и ранили более сотни. Почти в то же самое время израильские спецслужбы задержали группу исламских террористов Осамы бин-Ладена, планировавших провести серию особо крупных террористических акций. Одновременно с этим дикие полчища исламских фанатиков движения Талибан начали свой новый поход к южным границам центральноазиатских республик. Именно в этом регионе "Воинство Аллаха" развернуло свою самую мощную атаку.
В первые дни августа узбекские исламисты вновь подняли зеленое знамя Джихада сразу в двух районах Узбекистана и на юге Киргизии.
На этом фоне становится совершенно ясно, что речь идет вовсе не о локальных конфликтах, а о хорошо спланированной и подготовленной кампании. Сражавшиеся против советской армии исламские фундаменталисты получили в Афганистане не только отменную боевую закалку. Одержав общими усилиями победу над супердержавой, они осознали себя единой общностью, способную сокрушить прогнивший западный мир. Отныне почти весь земной шар превратился для них в зону военных действий. "Дар аль-харб" (земля джихада) теперь уже был повсюду. Сегодня фундаменталистский интернационал действует единым, хорошо слаженным фронтом, и последние события лишь подтверждают это.
В подтверждение своих слов приведем (с некоторыми сокращениями) оригинальный текст, вышедший из-под пера активных членов "несуществующего" исламского интернационала.
"Истинным мусульманам Средней Азии, моджахедам и их Амирам
Обращение Совета Алимов Джамаата ЧРИ и Амиров Военного Меджлиса, отстаивающих свободу мусульман в жесточайшей войне современности, навязанной исламской Умме Ичкерии Российской империей
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Братья! К вам обращаются воины на пути Аллаха, которые ведут Джихад против русских оккупантов и сброда гяуров, собранных со всей территории Российской империи.
Враги Ислама пошли новым крестовым походом на мусульман во всем мире. Нет будущего без прошлого. Развязанная сегодня беспощадная война против правоверных мусульман - это продолжение крестовых походов. Коварные удары по Исламу и его последователям готовятся в Азии. В Таджикистане, Узбекистане, Киргизии. Перед неизбежным торжеством истинной религии Аллаха ее враги объединились и готовятся к решающей схватке с Исламом. Они идут на все, ибо сатана управляет ими безраздельно.
О, мусульмане! Братья моджахеды! Командиры, за которыми не только армия и сила, но и ответственность перед лицом истинной религии и Создателем всего сущего! Осознав коварные планы врагов Ислама, подготовьтесь, объединитесь и сразите этих жестоких кафиров. Станьте на защиту религии Аллаха. Поднимите знамя Джихада!
"Если вы оставите джихад... довольствуясь возделыванием земли, то Аллах пошлет на вас унижение и не избавит вас от него до тех пор, пока вы не вернетесь к (полному подчинению законам) своей религии" (достоверный Хадис Пророка Мухаммада).
Мы, моджахеды Ичкерии, слуги и рабы Аллаха, обращаемся к вам с просьбой и великим призывом:
Братья! Если вы считаете преждевременным Джихад в Азии, полагая, что главным является численность и оружие, то знайте: кафиры смотрят не на наше оружие, а на наш Иман. "Не слабейте и не печальтесь, и вы стоите выше (вы победители), если вы из верующих. ("Али имран" 139 аят).
И в конце нашего обращения мы напоминаем вам, моджахеды Средней Азии, еще недавно воевавшие на пути Джихада, веления Аллаха: "Если вы не выступите, накажет вас Аллах мучительным наказанием..." (Сура "Тагва", 39 аят).
Братья! Ваш Джихад во имя торжества слова Аллаха на земле и выступление единым фронтом в Средней Азии станет величайшей победой мусульман на Кавказе и во всем мире. Это будет началом восстановления справедливости и могущества религии Аллаха. Помните об этом. И да поможет нам Аллах на Его пути!
Воистину, вся хвала Аллаху, Господу миров!
Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Аллаху Акбар!
Совет Алимов Джамаата ЧРИ
Амиры Военного Меджлиса Моджахедов
4 августа 2000 года"
ДОРОГА В ТЫСЯЧУ МИЛЬ НАЧИНАЕТСЯ С ПЕРВОГО ШАГА
"Убивайте их, где ни застигнете их; изгоняйте их, откуда вас они изгнали"
(Коран, глава 2; здесь и далее цитаты из Корана приводятся по изданию Г.С. Саблукова, Казань, 1907 г.)
В ночь с 4-го на 5 августа группа исламистских боевиков численностью около ста человек захватила несколько кишлаков, расположенных в труднодоступной горной местности в Сурхандарьинской области Узбекистана (приблизительно в 15-20 км от узбекско-таджикской границы и в 450 км к югу от Ташкента). Вскоре после этого еще один отряд боевиков установил контроль над стратегически важным перевалом Камчик (на северо-востоке страны), соединяющим Ферганскую долину с остальной частью страны.
Оба этих района были выбраны для вторжения отнюдь не случайно.
Cурхандарьинская область Узбекистана расположена в самой южной части страны. На юге она граничит с двумя афганскими провинциями - Балх и Саманган, а на севере и востоке - с Таджикистаном. Именно по этой причине большую часть населения области составляют таджики. Естественно, что они постоянно поддерживают родственные, экономические и культурные связи со своими соплеменниками в Таджикистане. Более того, еще в самом начале 90-х годов среди местного населения и особенно молодежи ощущалось влияние Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). Кстати, в этот же период, после падения режима Наджибуллы (июль 1992) и провозглашения Исламского государства Афганистан, таджикские лидеры фундаменталистской партии "Джамаат-е ислами" Бурхануддин Раббани (бывший тогда президентом ИГА) и Ахмад Шах Масуд (возглавляющий сегодня антиталибовский Северный Альянс) выдвинули идею создания исламского государства Великий Таджикистан.
По их замыслам, в состав этого государственного образования, помимо самого Таджикистана, таджикских районов Афганистана, а также Бухары и Самарканда, должна была войти и Сурхандарьинская область Узбекистана. Одновременно с этим уже в первую половину 90-х годов узбекские спецслужбы на территории области неоднократно пресекали деятельность эмиссаров зарубежных исламистских организаций. Таким образом, почва для развертывания исламистского наступления на Ташкент именно в данном направлении была хорошо подготовлена. Если же учесть то крайне сложное социально-экономическое положение, в котором находится простое местное население, то становится понятно, что вторгшиеся сюда боевики вполне рассчитывали на его поддержку.
Что же касается перевала Камчик, то, захватив его, исламистские боевики смогли бы отрезать от остальной части страны узбекскую часть Ферганской долины. Последняя, как известно, исторически является оплотом суннитского правоверия и суфизма в центральноазиатском регионе, а также форпостом исламского фундаментализма на всем постсоветском пространстве.
КУДА ПУТЬ ДЕРЖАТ - ИЗВЕСТНО, А ОТКУДА - НЕВЕДОМО
"Те, которые оставили свою родину и ревностно сражаются на пути Божьем, жертвуя своим имуществом и жизнью, заслужат перед Богом высокую степень достоинства, они блаженны"
(Коран, глава 9)
Кем именно являются появившиеся в этих районах боевики, стало совершенно ясно довольно быстро. Почти сразу же после начала боевых действий Зубаир ибн-Абдурахман, один из лидеров Исламского движения Узбекистана (ИДУ), заявил в интервью радиостанции Би-би-си, что на территории Узбекистана воюют моджахеды этой исламистской организации. Вместе с тем, также достоверно известно, что исламисты, воюющие с правительственными войсками, относятся к группировке одного из главных лидеров ИДУ Джумбая Ходжиева, более известного под именем Джумы Намангани (в июле-августе прошлого года именно его боевики вторглись в южные районы Киргизии).
Более сложным оказался вопрос, как именно попали два отряда исламистов на узбекскую территорию. Официальные представители Ташкента полностью исключили возможность перехода столь большого числа боевиков через узбекско-афганскую границу. Так, пресс-секретарь узбекского МИДа Баходыр Умаров заявил, что граница Узбекистана с Афганистаном, проходящая по берегу Амударьи, достаточно хорошо укреплена и поэтому любые попытки ее нарушения были бы сразу же замечены и пресечены. По словам узбекских официальных лиц, боевики Джумы Намангани пришли с территории соседнего Таджикистана. Более того, в правительственном сообщении говорится, что "определенные, известные силы в Таджикистане создали условия и обеспечивали проход для переправки этих банд-групп на территорию Узбекистана".
При этом шеф узбекского МИДа Абдулазиз Камилов даже уточнил, что речь идет о некоторых лидерах Объединенной таджикской оппозиции (ОТО), вошедших в правительство Республики Таджикистан. Скорее всего, здесь имелся в виду Мирзо Зиеев, нынешний глава МЧС Таджикистана, занимавший в прошлом должность главнокомандующего ОТО (за спиной которого стоит мэр Душанбе и председатель верхней палаты таджикского парламента Махмадсаид Убайдуллоев). Зиеев поддерживает близкие отношения с Джумой Намангани, а по данным Службы Национальной Безопасности (СНБ) Узбекистана, в прошлом году Джума даже докладывал ему лично о результатах военных действий на юге Киргизии.
Естественно, что подобные обвинения в Душанбе категорически отрицают. По словам генерал-майора Сафарали Сайфуллаева (зампредседателя Комитета по охране госграницы Таджикистана), вооруженный отряд численностью более 50 человек не мог пройти незамеченным через Таджикское высокогорье на узбекскую территорию. Вполне возможно, что генерал-майор Сайфуллаев совершенно прав и боевики ИДУ действительно были замечены таджикскими пограничниками. Вместе с тем, нельзя полностью исключить, что некоторые боевики проникли в Сурхандарьинскую область из Балха или Самангана, однако большая их часть попала сюда именно из соседних районов Западного Таджикистана. Проникновение отрядов ИДУ на узбекскую территорию осуществлялось постепенно с самого начала лета.
Боевики Намангани мелкими группами переходили границу лишь в ночное время. При этом они воспользовались крайне труднодоступной местностью с сильно пересеченным рельефом, где встречается множество естественных пещер и ущелий, а горные перевалы достигают 4000 тысяч метров. В самом же Узбекистане к пришедшим исламистам примкнули отдельные активисты ИДУ, ожидавшие своих товарищей на территории республики.
ВОИНСТВО АЛЛАХА ПРОТИВ ВОИНСТВА ИСЛАМА
"Это надолго, и неизвестно, чем все это кончится..."
(Х. Султанов, советник президента Ислама Каримова, 15 августа 2000 года)
С началом столкновений узбекские власти стянули в район боевых действий довольно значительные силы. При этом в Ташкенте учли "богатый" опыт чеченской войны. В район, захваченный боевиками, не были посланы солдаты регулярной службы. Вместо них на борьбу с исламистами отправились исключительно профессионалы элитных спецподразделений. Главная роль в антитеррористической операции отводилась спецназу СНБ. Это первое боевое задание данного подразделения, созданного всего лишь год назад специально для выполнения подобных задач.
Помимо этого, в боях с исламистами приняли участие спецчасти МВД, минобороны и погранвойска, а также была задействована военная авиация. 5-6 августа началась спецоперация по локализации и дальнейшему уничтожению моджахедов. Естественно, что и боевики были весьма хорошо вооружены и подготовлены. В захваченных кишлаках разгорелись жестокие бои с применением обеими сторонами гранатометов, тяжелых пулеметов и снайперских винтовок. 8 августа, по сообщениям представителей официального Ташкента, два из трех захваченных населенных пунктов (в Сурхандарьинской области) были освобождены правительственными войсками.
На северо-востоке республики 6 августа правительственным войскам удалось очистить от боевиков перевал Камчик.
Однако на этом военные действия не прекратились. Уже 10 августа региональные СМИ сообщили о проведении массированной атаки правительственных войск в Сурхандарьинской области. В этой связи сообщалось об очередном поражении моджахедов ИДУ. Однако во время написания данного материала бои в том районе все еще продолжались.
ПРОСНУВШАЯСЯ ОВЧАРНЯ
"Тем, которые не уверовали в Бога и его посланника, тем неверным мы приготовили пламя" (Коран, глава 48)
Вторжение исламистов затронуло не только Узбекистан. Эхо этих событий в различной степени пронеслось почти по всем странам центральноазиатского региона.
Российские СМИ как-то обошли вниманием тот факт, что почти одновременно с началом боевых действий в Узбекистане исламистские боевики атаковали несколько киргизских блокпостов на границе с Таджикистаном. Сразу же после этого министр обороны Кыргызской Республики Э.Топоев выехал на место столкновений. Однако уже спустя несколько дней около сотни боевиков Исламского движения Узбекистана вторглись в Баткенский район на юге Киргизии. Так же, как и год назад узбекские исламисты - на территорию Киргизии из Северного Таджикистана. В этом регионе власть официального Душанбе признается лишь номинально. На самом же деле здесь безраздельно хозяйничают полевые командиры таджикского исламистского движения, которые с самого начала 90-х тесно сотрудничают с Исламским движением Узбекистана.
Более того, из северных районов соседней республики боевики, воюющие на юге Киргизии, получают материальное обеспечение, в первую очередь, продукты питания, боеприпасы, медикаменты.
Утром 11 августа между боевиками ИДУ и правительственными войсками произошли первые столкновения. Размещавшиеся здесь пограничные подразделения оказались совершенно не готовы противостоять хорошо вооруженным и обученными моджахедам. На следующий же день к месту боев стали стягивать дополнительные армейские части. Уже в первые сутки столкновений киргизские войска понесли потери убитыми и ранеными.
Видимо, за прошедший год официальный Бишкек совершенно ничему не научился. В прошлом году с 31 июля по 25 октября от рук боевиков ИДУ погибли в общей сложности 27 граждан Киргизии. При этом, по словам секретаря Совета безопасности республики, киргизская военная разведка была полностью готова к подобному развитию событий. Согласно шефу СБ, еще с конца июля разведчики вели наблюдение за передвижениями узбекских исламистов на приграничной территории Таджикистана. Если это действительно так, то совершенно непонятно, почему не предпринимались попытки уничтожить боевиков при взаимодействии с таджикскими спецслужбами. Также неясно, почему подкрепление в район столкновений было направлено лишь на следующий день после начала боев, а не ранее. В любом случае, отслеживая развитие ситуации, становится понятно, что политическое руководство Киргизии (так же, как и других государств региона) было неготово эффективно противостоять ненасытному монстру исламского фундаментализма.
Почти одновременно с началом военных действий в Узбекистане большая группа российских пограничников, проходящих службу в Таджикистане, была передислоцирована на границу с Узбекистаном. При этом большая часть 201-й российской мотострелковой дивизии была приведена в полную боевую готовность. Тем временем, вооруженные столкновения произошли и в самом Таджикистане. На границе с Афганистаном российские пограничники вступили в бой с группой боевиков численностью около сорока человек. После ожесточенной перестрелки моджахеды отступили на афганскую территорию.
Между тем, ощущалась и несколько повышенная активность казахских военных, дислоцированных на юге страны, близ границы с Узбекистаном. Как известно, в южном регионе Казахстана значительную часть населения составляют узбеки и уйгуры. В последние годы именно среди них развернули свою деятельность эмиссары различных исламистских организаций из-за рубежа. Поэтому местные власти опасаются (и не без оснований) установления сотрудничества между некоторыми местными происламистскими элементами и Исламским движением Узбекистана. На этом фоне становится понятным, почему сразу же после начала военных столкновений на территории Узбекистана в Южный военный округ приехал министр обороны Казахстана генерал-лейтенант Сат Токпакбаев. В ходе состоявшейся поездки он, в частности, проинспектировал воинские части, дислоцированные на казахско-узбекской границе.
Более того, из хорошо информированного источника поступила информация, согласно которой КНБ Казахстана располагал разведданными о планируемой активизации узбекских исламистов. Однако Комитет не имел точной информации о времени планируемых операций ИДУ в центральноазиатском регионе. В этой связи становится весьма любопытным тот факт, что с 1-го по 5 августа (как раз во время начала проникновения боевиков на территорию Узбекистана и столкновений с правительственными войсками) казахские комитетчики провели некую спецоперацию близ узбекской границы (район, где большую часть населения составляют казахские узбеки). По словам замначальника главного управления пограничной службы КНБ Казахстана, целью проведенной операции было уничтожение посевов конопли и мака в труднодоступных районах области. Однако, учитывая время операции, а также тот факт, что ее проведением занималось именно КНБ Республики (а не МВД, как это обычно происходит), возникают весьма большие сомнения по поводу достоверности официальной версии.
"Тысячелетие для Аллаха подобно дуновению вечернего ветра, а жизнь человеков и вовсе ничтожна. То, что вам не по силам, сделают ваши потомки, ибо Аллах Велик, погибнем во имя Аллаха!" - с такими словами обращался к своим моджахедам басмаческий командир Ибраим-бек, отправляясь в последний поход. Сие вещее пророчество сбылось уже спустя менее столетия.
Сегодня Центральная Азия - это один из важнейших мировых фронтов бескомпромиссной войны цивилизации с исламским фундаментализмом. Наравне с Израилем, Индией и Россией здесь в настоящее время решается вопрос, будет ли остановлена лавинообразная экспансия "воинства Аллаха" или в грядущем столетии начнется эпоха средневекого, шариатского мракобесия. Богатый опыт последних двух десятилетий доказал, что по ту сторону фронта действует международный монстр, щупальца которого охватывают земной шар от Индонезии и Филиппин до Северной Америки и Британских островов. Противостоять столь мощному противнику возможно лишь совместными усилиями, и не только на региональном уровне, но и в общемировом масштабе.
14 августа 2000 года.