Ирина Скидневская. Звездные мальчики: Фантастический роман. - М.: Армада-Пресс, 320 с. Серия "Опрокинутый мир".
Ирина Скидневская из Томска - автор цикла романов "Близко около звезд". Изданы "Звездные мальчики" и "Игры по-королевски". В двух книгах. Но, насколько я понял, это две части одного романа, который вполне можно было издать отдельной книгой под названием "Звездные мальчики": и композиция, и сама последовательность глав свидетельствуют о едином замысле. Зачем надо было разделять целое на части - непонятно. И "Мальчики", и "Игры" выглядят как отдельные самостоятельные книги, но приступать к чтению нужно с первой.
Совершеннейшая неожиданность - эти "Звездные мальчики" Скидневской. Если "Опрокинутый мир" задумывался как серия, открывающая новые имена, то таковое открытие, считайте, состоялось (кстати, в отличие от большинства из ныне существующих эта серия не различает авторов "наших" от "иностранных"; это хорошо).
Удивляет уже примененная Скидневской композиционная технология, в наших весях нераспространенная: роман состоит из частей-рассказов с общей темой, но отсутствующим сквозным сюжетом. Сюжетный замысел и распределение ролей становятся понятны лишь по прочтении большей части новелл. Чтение же одной новеллы даст лишь слабый намек на целое, хотя некоторые из них и воспринимаются как самостоятельные рассказы.
Да, Скидневской удалось создать свою вселенную из, казалось бы, рассыпанных в беспорядке знаков. Это задача для виртуоза - объединить враждующие стилистики (здесь вам и технофутуризм, и фэнтези, как славянское, так и готическое, и космическая опера) и управлять действом с помощью героев, истинное предназначение которых продолжает оставаться загадкой даже по прочтении большей части цикла - "Звездных мальчиков". Такая техника получает все большое распространение в англо-американской НФ: расфокусировка линейного сюжета и сложное стилистическое прослаивание, так пишут модный Пол Макоули и Джин Вулф. И даже если вы не любите фэнтези, а я не люблю фэнтези, вам понравится хотя бы то, как они его пишут. Это уже не фантастика, а фантастика о фантастике, стилистический аттракцион.
И все же: Звездные мальчики, вокруг них вертится мир Скидневской. Вокруг единственной идеи - Starman, Человека со Звезды, спасающего мир. Выньте этот образ - и текст развалится на несвязную космооперу, невнятные футуристические зарисовки, магические анекдоты и собрание давно отработанных идей о множественности вселенных и борьбы бобра с бобром. Как оно, собственно, и происходит в большинстве текстов нынешней русской НФ.
Я не обманывал вас в "Исподлобьи": этот текст определенно был написан Ангелом, и Скидневская лишь расставила пунктуацию, сообразуясь с мерцанием звезды. Какой? Звездных мальчиков трое, но миссия третьего остается тайной: в финале он, пронизанный светом, состоящий из света, удаляется, прижав к груди игрушку и ведя за загривок большого солнечного льва. Остаются Кастор и Поллукс.
И все же, все же: какая она, эта третья звезда Скидневской? Она должна быть обязательно. Занесите ее в каталог!