На реализацию нацпроекта «Развитие космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» планируют выделять по 10 миллиардов рублей в год. Фото Reuters
В феврале 2025 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о продлении периода реализации госпрограммы «Космическая деятельность России» еще на шесть лет – до 2036 года. Цель программы – повысить доступность услуг связи независимо от региона нахождения потребителя, обеспечить переход на качественно новый уровень пилотируемой космонавтики и фундаментальных исследований. На реализацию нацпроекта «Развитие космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» планируют выделять по 10 млрд руб. в год.
Программные трудности
Продление программы вызвано необходимостью синхронизации со сроками реализации нового национального проекта по развитию космической деятельности России на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. «Еще один серьезный вызов будет связан со строительством всей необходимой современной инфраструктуры, с налаживанием внутренней промышленной кооперации для крупносерийного выпуска перспективной техники», – подчеркивает Мишустин. Правительство рассчитывает на то, что и частный бизнес станет активно участвовать в этой работе, поскольку космические технологии применяются во многих смежных отраслях.
Нацпроект готовился в недрах Роскосмоса, но с участием ряда смежных ведомств, заинтересованных в получении перспективных технологий для своих задач. Главная цель – глубокая модернизация космической инфраструктуры. Ключевой задачей в программе обозначено наращивание количества спутников в наших орбитальных спутниковых группировках. Назван плановый показатель: 1200 единиц к 2030 году. При таком подходе существенно снизится себестоимость.
Для этого нужно запустить новую индустриальную модель. Она предполагает конвейерный выпуск изделий и требует слаженных действий смежных секторов промышленности, в том числе по разработке и внедрению необходимых технологических решений. Пока не очевидно, сможет ли Россия наладить выпуск такого количества спутников. Бывший глава Роскосмоса Юрий Борисов, например, подчеркивает: «Предоставление в нужном объеме космических услуг за счет создания многоспутниковых группировок – основной приоритет в отрасли. И мы, к сожалению, к нему сегодня не готовы в производственном, технологическом и кадровом вопросах. Это для нас вызов, и это наша работа в ближайшее время».
Борисов приводил такую аргументацию. Производственные мощности США сегодня – около 3 тыс. аппаратов в год. В Китае семь заводов выпускают около 2 тыс. космических спутников в год. Европа тоже в этом плане не спит. «У нас – 40 (аппаратов. – В.А.). Значит, нам надо кардинально перестроить всю индустрию отрасли, нацеленной на конвейерное массовое производство. Поверьте, это непростая задача», – признавался Борисов. Чтобы вовлечь предпринимателей в решение спутниковой проблемы, нужно обновить нормативно-правовую базу, установить прозрачные правила взаимодействия государства и бизнеса. И конечно, снизить регуляторные барьеры.
Важнейшей частью программы будет развитие проектов фундаментального научного назначения и повышение квалификации кадров в космической отрасли, отметил первый заместитель председателя правительства РФ Денис Мантуров. «По прогнозам, численность работников в космической сфере к 2030 году вырастет на 40 тыс. человек, при этом производительность труда увеличится как минимум на 50%. Это создаст дополнительные рабочие места и даст импульс развитию высоких технологий в стране», – подчеркнул Мантуров.
Носить – не переносить
Пока же в трехлетнем бюджете на финансирование космической отрасли предусмотрено более 240 млрд руб. ежегодно. Предполагается, что будет осуществлен переход на многоразовые носители, использующие экологически чистое топливо.
К перспективным российским ракетам-носителям (РН) можно отнести «Амур-СПГ», немного уменьшенную отечественную версию американской РН Falcon 9 (пять метановых двигателей вместо девяти керосиновых). В Роскосмосе неоднократно утверждали, что за счет использования метана, не дающего нагара, первую ступень «Амура-СПГ» будут использовать 50, а возможно, и 100 раз. Это больше, чем у Falcon 9, для которой число повторных пусков первой ступени, как правило, не более 10 раз. Стоимость одного пуска около 22 млн долл. – в два раза дешевле, чем у SpaceX. Между тем у SpaceX уже есть опыт использования первой ступени по 20 раз, а представители компании отмечали, что не видят принципиальных ограничений и на куда большее число применений.
Увы, к моменту первого запуска, намеченного на 2026 год, по ряду причин наша ракета неизбежно и безнадежно устареет. Как, впрочем, и Falcon 9.
«Ангара» – семейство российских унифицированных ракет-носителей с кислородно-керосиновыми двигателями. Оно включает в себя носители от легкого до тяжелого классов – в диапазоне грузоподъемности от 3,5 т («Ангара-1.2») до 38 т («Ангара-А5В»). Планировалось, что «Ангара» может занять почти весь российский рынок космических запусков, заменив большинство типов ракет-носителей, созданных в СССР: «Ангара А5» и «Ангара А7» заменили бы РН «Протон»; «Ангара А3» – РН «Зенит-2»; «Ангара А1.2» – РН «Циклон-2/3»; «Ангара А1.1» – РН «Космос-3М».
Стоимость пусковых услуг ракеты «Ангара» ближе к 100 млн долл., а у ракет «Протон» и Falcon 9 – к 50 млн. При этом стоимость производства «Ангара А5» составляет 7 млрд руб., что в три раза больше, чем у «Протона-М», который ей предстоит заменить. Однако после перехода от штучного производства к серийному экземпляр будет обходиться менее чем в 5 млрд руб. Это достаточно конкурентоспособная цена для запуска тяжелой ракеты.
Куда катится «Сфера»
Создание мощных спутниковых группировок призвано обеспечить высокое качество навигации и связи, в том числе спутниковой передачи данных. «Сфера» – проект российской глобальной многофункциональной инфокоммуникационной спутниковой системы (ГМИСС) в рамках федеральной целевой программы комплексного развития космических информационных технологий на период до 2030 года.
Вначале планировалось, что к 2030 году группировка, созданная в рамках программы «Сфера», должна насчитывать 638 космических аппаратов, в том числе 334 спутника связи, 55 спутников навигации и 249 аппаратов дистанционной съемки Земли. Развитие «Сферы» также позволило бы организовать в России массовое движение беспилотников как в воздушном пространстве, так и на земле.
Финансирование проекта «Сфера», по первоначальным прикидкам, обойдется в 180 млрд руб. Так, в 2025 году планируется потратить 10 млрд, и по 5,9 млрд в 2026 и 2027 годах. Кроме того, для реализации проекта, согласно сайту госзакупок, необходимо 132 млрд руб. на запуски ракет «Союз», 72,72 млрд руб. на легкую «Ангару» и 120 млрд руб. – на тяжелые ракеты «Ангара». То есть суммарно потребуется 324,72 млрд руб. на изготовление ракет, на которых будут размещаться спутники «Сферы».
Тем не менее если Россия не увеличит темпы производства многоспутниковых группировок, то к 2030 году она откатится с четвертого на седьмое место по доле мирового рынка космических услуг. Даже если наша страна реализует проект «Сфера». Ведь сегодня летает уже более 7 тыс. западных спутников, а к 2030 году это количество кратно вырастет.
РОС и другие орбитальные
С 2027 года планируется начать развертывание российской орбитальной станции (РОС). Она должна стать эволюционным шагом при разработке программы по изучению и освоению Луны, полетов к Марсу и реализации инновационных научно-технических программ в космосе.
Наклон орбиты РОС составит 97–98 градусов, что позволит космонавтам видеть всю территорию Россию, а также полярные районы Земли, в том числе и Северный морской путь. С орбиты МКС сегодня видно только 20% территории нашей страны. Запуски к РОС будет возможно проводить с трех космодромов – Байконур, Восточный и Плесецк при помощи ракет «Союз-МС» и «Прогресс-МС» либо «Орел РН», «Союз-2» и «Ангара-А5М».
На станции не будет постоянного экипажа. Космонавты будут отправляться на РОС вахтовым методом. Сама станция позволит обслуживать орбитальные аппараты. РОС станет космическим портом для малых космических аппаратов. По заверениям разработчиков, многомодульная станция будет строиться по принципу открытой архитектуры и с «неограниченным сроком эксплуатации» за счет заменяемых модулей. Станция состоит из пяти модулей, ее масса – 60 т.
Однако РОС не единственная перспективная орбитальная станция (ОС). В январе 2024 года космическое предприятие Starlab Space, созданное совместно компаниями Voyager Space и Airbus Space and Defence, объявило о соглашении со SpaceX на запуск космической станции Starlab с использованием сверхтяжелой ракеты Starship. Детали этого соглашения, включая условия и планируемую дату запуска, пока не разглашаются. Однако представитель Starlab Space отметил, что они рассчитывают запустить станцию до того, как МКС будет выведена из эксплуатации, а это – 2030 год.
Особенность Starlab – использование нержавеющей стали для изготовления модуля. Это становится возможным благодаря современным ракетам-носителям, грузоподъемность которых до 100 т. Модуль полностью собирается на земле, и это существенно экономит время и сокращает затраты. То есть Starlab будет запущен одним запуском. Экипаж станции может постоянно состоять из четырех астронавтов. Модуль станции Starlab имеет диаметр более 8 м, это примерно в два раза больше диаметра отсеков МКС.
Сейчас в космосе эксплуатируется китайская ОС «Тяньгун». Базовый модуль был выведен на орбиту 29 апреля 2021 года. После завершения строительства общий вес станции составит около 90 т. К базовому модулю планируется пристыковать два лабораторных – «Вэньтянь» и «Мэньтянь». Китайская орбитальная станция в пять раз меньше МКС, она способна на постоянной основе принимать только трех членов экипажа.
Европа предлагает свой концепт новой ОС – Airbus LOOP. Это проект универсальной компоновки сооружения для жизни и работы в космосе. Оно состоит из трех этажей, каждый 8 м в диаметре и столько же в высоту. Любой из этажей можно превратить в жилое помещение, лабораторию, стыковочный узел и т.д. Внутри станции найдется место для спортивных тренажеров, а один из уровней и вовсе можно превратить в центрифугу для имитации земной силы тяжести и снижения нагрузки на организм космонавтов. Все этажи соединены стволом центральной шахты, вокруг которого высажены растения. Airbus LOOP – коммерческий проект, однако пока нет информации ни о стоимости этой ОС, ни о расходах на ее эксплуатацию.