Фото со страницы «Конкурс «Наука. Территория героев» в «ВКонтакте»
В Москве в Национальном центре «Россия» прошел финал пятого сезона научно-популярного конкурса для школьников и студентов «Наука. Территория героев». Победители получили дополнительные баллы для поступления в МГТУ им. Баумана, призы от партнеров конкурса, а также возможность пройти стажировку в ведущих научных центрах страны. Сегодня наука становится все более популярной среди молодежи, а по новому нацпроекту «Молодежь и дети» в вузах создается современная инфраструктура для подготовки специалистов нового поколения, способных обеспечить технологический суверенитет страны.
Эмоции зашкаливают
Конкурс «Наука. Территория героев» проводится при поддержке национальных проектов России и входит в инициативу «Наука побеждать» Десятилетия науки технологий. В феврале завершился уже пятый сезон. За все время участниками конкурса стали более 90 тыс. школьников и студентов со всей страны.
Приветствуя лучших участников пятого сезона, вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко отметил, что профессия ученого в России становится все более востребованной и престижной. «Наши ученые – настоящие супергерои! – подчеркнул он. – Мы на пятом месте в мире по количеству людей, занимающихся исследованиями и разработками. Почти каждый второй ученый в России – моложе 40 лет».
«Вовлекая десятки тысяч юных исследователей в научную сферу, мы решаем одну из главных задач Десятилетия науки и технологий, объявленного президентом Владимиром Путиным», – отметил Дмитрий Чернышенко. По его словам, от талантливой молодежи будет зависеть будущее страны. А правительство продолжит поддерживать молодых людей и создавать условия для того, чтобы их путь в науке был не очень сложным и привел к успеху.
В финале этого года боролись 10 молодых талантов из восьми регионов России. Самому младшему участнику – всего 14 лет, а самому старшему – 22 года. Начинающие исследователи отвечали на научные вопросы, а также общались с учеными и популяризаторами науки, в числе которых – доктор физико-математических наук, профессор Института лазерных и плазменных технологий НИЯУ «МИФИ» Владимир Решетов и амбассадор проекта, биолог Илья Гомыранов.
Первое место было присуждено 16-летнему Александру Валову из Клина (Московская область), второе – Тимофею Ковалеву из Пскова, третье – 22-летнему Андрею Хохлову из Мичуринска (Тамбовская область).
«Мои впечатления о конкурсе – только положительные. Очень рад, что смог победить. Конечно, было волнительно участвовать в финале, но по ходу мероприятия я успокаивался, – поделился Александр Валов. – Участвовать в конкурсе я решил, потому что увлекаюсь научными исследованиями. Большинство заданий для меня были несложными. А самыми интересными были вопросы по авиации, так как я увлекаюсь этим направлением».
«Эмоции зашкаливают, все на очень высоком уровне. Больше всего мне запомнилось общение с конкурсантами и прекрасная столица, – признался Андрей Хохлов. – Первые задания конкурса были в тестовом формате – вопрос и четыре варианта ответа: какие-то вопросы – на общие познания или интересные факты, какие-то – углубленные в определенные дисциплины. В полуфинале нужно было выбрать задачу экспериментального характера, провести опыт, сделать теоретическое обоснование, все это показать в видеопрезентации. Я выбрал задачу про спицы, почему они в спицовке располагаются под разным углом, как регулируется натяжение. Нужно было уложиться в три минуты и в две страницы текста, а я написал страниц на пять, пришлось ужиматься».
Три победителя конкурса отправятся на индивидуальные стажировки в ведущие научные центры страны: Дальневосточный федеральный университет, Межвузовский студенческий кампус Евразийского научно-образовательного центра мирового уровня и Объединенный институт ядерных исследований. Кроме того, они получили дополнительные баллы при поступлении в Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана. А госкорпорация «Росатом» подарила им сертификаты на карьерную консультацию.
Одного из победителей компания «Билайн» наградила грантом в размере 200 тыс. рублей на проведение научно-исследовательской работы и повышение компетенций. Остальные финалисты получили от АНО «Национальные приоритеты» сертификаты на приобретение техники, а от партнеров конкурса – призы. Также для финалистов конкурса была организована интерактивная экскурсия по офису Сбера.
«В конкурсе «Наука. Территория героев» я принимаю участие второй год, – сказал финалист Арсений Сидоров из Москвы. – В прошлом мне удалось дойти до этапа наставничества, поэтому в этом году мне очень хотелось дойти до финала. Мне было интересно выполнить задание, где нужно было составить тест: я выбрал тему «Олимпиада-80», так как спортивные темы мне близки. В финале вопросы были не самыми легкими, но именно они пробудили во мне еще бо́льший интерес к науке. Поэтому на будущий год я ставлю перед собой цель – вернуться и войти в число призеров».
Молодежь и наука
Поздравляя победителей конкурса, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков отметил, что сегодня все больше молодежи хочет связать жизнь с наукой. «Для занятия научным творчеством в наших университетах и научных организациях создаются все необходимые условия, в том числе открываются молодежные лаборатории, обновляется приборная база, работает серьезная грантовая поддержка. Отдельно хочу отметить укрепление кооперации университетов, исследовательских институтов и реального сектора экономики», – сказал министр.
Напомним, с января 2025 года в России реализуется новый национальный проект – «Молодежь и дети».
Одной из ключевых задач нацпроекта является создание современной инфраструктуры. В нее входят, в частности, передовые инженерные школы (ПИШ) – центры подготовки инженеров нового поколения, способные обеспечить технологический суверенитет страны. Сегодня по всей России функционируют 50 ПИШ в 23 регионах.
В ПИШ сформирована образовательная среда, которая сочетает теоретические знания, практические навыки и участие студентов в реальных научно-исследовательских проектах. Передовые инженерные школы тесно взаимодействуют с ведущими предприятиями и научными центрами, благодаря чему учащиеся получают возможность решать сложные технические задачи и вносить вклад в развитие инновационных технологий.
Так, например, на базе ПИШ Южного федерального университета (ЮФУ) запущена умная фабрика – учебно-производственный комплекс, ориентированный на разработку технологий в области микроэлектроники и фотоники, на подготовку специалистов в максимально приближенных к производству условиях. Студенты и сотрудники ПИШ создают преобразователи энергии, функциональные элементы нейроморфной электроники, прототипы инкапсулированных элементов микроэлектромеханических систем, многое другое. Умная фабрика уже реализует проекты по запросу от индустриальных партнеров.
В ПИШ Новосибирского государственного университета (НГУ) создали портативное устройство для анализа состояния недр земли. Прибор позволяет оценить состояние верхних слоев грунта. Аналогов прибору на российском рынке нет. «Разработка устройства – это соприкосновение не с какими-то абстрактными задачами, а с конкретными, востребованными в производстве. Летом прошлого года несколько наших студентов проходили стажировку в Центре изучения Арктики в Салехарде, где протестировали прототип прибора», – отметил старший научный сотрудник ПИШ НГУ Петр Дергач.
В Самарском государственном медицинском университете Минздрава России (СамГМУ) создали веб-сервис для улучшения диагностики пациентов с первичным гиперпаратиреозом – одним из наиболее распространенных эндокринных заболеваний. Этот сервис – совместная разработка кафедры общей хирургии и хирургических болезней СамГМУ и магистрантов передовой медицинской инженерной школы университета. Результаты анализов и обследования пациента вносятся в программу, а она выдает интегральный показатель, по которому врач может установить или опровергнуть диагноз первичного гиперпаратиреоза, а при необходимости определить тактику лечения.