Около половины российских одноименных урбанонимов, превышающих 200 повторов, составляют те, что связаны с советско-революционной символикой. Смоленск не исключение.
Россия ищет свой новый образ, свою идентичность. Во многом этот образ обеспечивается городским нарративом. Городские топонимы (урбанонимы) играют в этом важную роль. В наименованиях улиц и площадей, скверов и парков заключены летопись, наследие, навигатор и визитная карточка города. Эти названия изучают туристы и отражают карты городов. Иностранным гостям они дают представление о культуре страны пребывания.
Империя как бренд
Давайте проследим, насколько российские урбанонимы представляют и охраняют локальную культуру, весь русский мир и саму Россию. Рассмотрим повторяющиеся урбанонимы России по данным электронного ресурса «Одноименные улицы». Он охватывает все города бывшего СССР. Россия на нем представлена в границах 2014 года. Поэтому мы присовокупили к числу одноименных названия в городах Крыма, ДНР и ЛНР, а также по левобережным частям Запорожской и Херсонской областей.
В анализ включались только названия, число повторов которых превышало 200. Таких насчиталось 76; их общее число составило 26 048. Все 76 урбанонимов по наименованию были разбиты на 6 кластеров (табл. 1).
Какой же вырисовывается по нашим урбанонимам русский мир? Урбанонимы с именем Советская или Советский носят 718 улиц, переулков, проспектов, проездов. Еще есть 29 улиц в честь годовщины -летия СССР. Все эти 747 урбанонимов отражают идеологические усилия по конструированию советского народа и максимальный слом национальной самоидентификациии. Появившееся при Ельцине название Российская повторяется 103 раза на улицах России. А вот название Русская присвоено лишь 27 улицам. Улица Русская есть во Львове и Черновцах, но ее не найти ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге.
Зато в двух столицах России есть улицы с названием Грузинская. В Москве есть Грузинская площадь, Большая Грузинская и Малая Грузинская улицы. А еще Грузинский переулок. Всего урбаноним Грузинская(ий) звучит в 37 городах. На деле чуть больше, поскольку Москву считаем один раз, а в столице – четыре грузинских урбанонима; в Ачинске и Новосибирске их по два. Урбаноним Украинская(ий) встречается в 79 городах России, Рижская(ий) – в 59. Литовская(ий) улица, бульвар или проезд есть в 24 городах, ненамного меньше, чем улица Русская.
Между тем ни один из урбанонимов России не связан с названием Имперский. А вот наименования Интернациональная(ый) и 3-го Интернационала повторяются в 249 городах страны.
Еще чаще встречается улица Комсомольская. Всего 682 урбанонима России именуются этим все менее понятным названием для молодежи. А еще 80 урбанонимов наименованы в честь годовщины «...лет ВЛКСМ».
Феномен Урицкого
Наиболее плотно в урбанонимах российских городов представлены имена революционных деятелей – в их честь названо 4164 площади, улицы, проспекта. До революции наибольшую часть повторяющихся названий улиц в русских городах составляли православные урбанонимы. После революции и до середины 1920-х годов они сменились на имена Ленина, Свердлова, Троцкого, Луначарского, Зиновьева, Рыкова. Затем пошли урбанонимы с именами Сталина, Молотова, Ворошилова, Кагановича. Большевики относились к переименованиям как к самому действенному и дешевому виду пропаганды. Никаких референдумов на этот счет не проводили, мнение населения не спрашивали.
В Нерчинске легко заблудиться в российских революциях, если ориентироваться на названия улиц. |
Вместе с тем имя Ленина для многих почитаемо. Подходить к переименованию тут следует осторожно. Но для кого может быть уважаемым имя троцкиста Урицкого? Его имя носят 230 улиц и площадей российских городов. Он был главой Петроградской ЧК и самозабвенно уничтожал цвет русской аристократии. На улицах России имя Урицкого звучит чаще, чем маршала Жукова (130 повторов), и почти в 10 раз чаще, чем Рокоссовского (27 повторов), Конева (22), Катукова (7). Все вместе взятые спасшие мир маршалы фигурируют в названиях российских улиц меньше, чем один Урицкий.
Многие повторяющиеся чаще 200 раз урбанонимы России названы в честь сподвижников Сталина. Улица Кирова есть в 462 населенных пунктах России, улица Калинина – в 414, Куйбышева – в 261. При этом имя самого Сталина не присвоено ни одному из урбанонимов России и всего постсоветского пространства. И как детям объяснить, кто такие эти деятели, не упоминая Сталина? Понятно, что имя его не для всех приемлемо, но не менее противоречиво и имя Ленина. Такая избирательность являет собой не отражение истории, а суд над ней.
Одиночество Крупской
Из 16 представителей кластера писателей, деятелей искусства и науки, преодолевших барьер в 200 повторов, 13 составляют писатели и поэты. Из ученых преодолели барьер в 200 повторов только двое: М.В. Ломоносов и И.В. Мичурин. Из деятелей искусства более 200 одноименных наименований в городских названиях насчитывает только Чайковский. Невзрачно представлены среди урбанонимов наших городов имена Высоцкого (43 улицы), Окуджавы – 2.
Кроме Крупской, имя ни одной другой женщины не преодолело барьер в 200 урбанонимов. В 149 населенных пунктах России встречаются улицы Розы Люксембург. За нею следует Клара Цеткин – ее имя носит 86 улиц. Всего в честь трех этих дам названо 520 улиц России.
Между тем, как представляется, достойной кандидатурой из женских имен на наименование наших улиц и площадей выглядит императрица Екатерина II (находилась у власти с 1762 по 1796 год). При ней Россия создала Черноморский флот и присоединила Крым; огромные прилегающие к нему площади получили название Новой России, или Новороссии. В период ее правления сложился русский субэтнос новороссов. В результате трех разделов Речи Посполитой Россия завладела всеми белорусскими и волынскими землями. Еще и Аляска притом вполне прилично содержалась: там намечался новый субэтнос славороссов с планируемой столицей в Славороссийске.
Памятник Екатерине Великой более уместен на присоединенных к России территориях Новороссии, нежели вновь воздвигаемые монументы Ленину. Ведь это именно он предоставлял независимость правительству Скоропадского, отсоединял к Украине Новороссию, Донбасс, Криворожье.
Есть места, такие как в Минусинске, где история как будто завязывается в узел. Фото Владимира Захарина |
Процесс дерусификации России проанализируем на примере подмосковной Истры. Благодаря Ново-Иерусалимскому монастырю Истра стала одним из популярных туристических городов Московской области. И тут туристов удивляет непомерная насыщенность улиц и площадей именами богоборческих революционных деятелей, никакого отношения к городу не имевших.
В центре города высится монументальная статуя Ленину. Для акцентирования черт уникальности города уместно было бы ее дополнить памятником царю Алексею Михайловичу и патриарху Никону. Именно их деяниями к России была присоединена Украина и в честь этого события сооружен Ново-Иерусалимский монастырь.
Среди улиц Истры много различных повторений: 1-я Дачная, 2-я Дачная, Почтовая улица, Почтовый переулок, улицы Пролетарская, Рабочая, 1-я Рабочая, Рабочий проезд, 25 лет Октября, 40 лет Октября, Первомайская и Первомайская 2-я.
Есть в городе и своя улица Советская. На ней располагается Ново-Иерусалимский монастырь, в чем нельзя не усмотреть нечто кощунственное, поскольку именно в советское время, с 1918 по 1991 год, монастырь был закрыт для богослужения.
Улицы Русской, конечно, в Истре нет. «Мы – русские! Какой восторг!» – восклицал Суворов. Улицы в его честь имеет 231 город России. Но напрасно искать имя полководца среди урбанонимов Истры. А ведь именно для нее это было бы очень мотивированным наименованием. В Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре похоронены близкие люди великого полководца, его жена Варвара Ивановна (урожденная княжна Прозоровская, 1750–1806) и сын – генерал-лейтенант Аркадий Суворов, погибший в Рымникском походе (1784–1811).
Была ранее в Истре и улица Пушкина. Тянулась она с восточной стороны города от железнодорожной станции Истра до Волоколамского шоссе, параллельно улице Ленина. Отцы города разместили на ее месте улицу с длинным названием – Главного Конструктора Адасько, человека, наверное, достойного. Но светлое имя Александра Пушкина зачем при этом изводить? Ведь предки великого поэта 300 лет владели истринскими землями, пока его дед Лев Александрович Пушкин не продал их в 1760-х годах.
Главная площадь города носит название площадь Революции. Рядом находится автобусная площадь имени Урицкого, и все автобусы идут «до Урицкого» или «на Урицкого». Имя Урицкого становится ключевым для детского уха. Одна из главных улиц Истры тоже именуется Урицкого, хотя этот палач Петрограда не имеет никакого отношения к богатой истории Истры.
В городе также есть улица Володарского, который замечателен тем, что, прибыв из Америки, установил в 1918 году жесточайшую цензуру в печати и закрыл все газеты, кроме, разумеется, большевистских.
Вот улица никогда Истру не посещавшего Маяковского. Но напрасно искать улицу Лермонтова, написавшего в 1830 году у стен жилища Никона стихотворение «В Воскресенске» («Оставленная пустынь предо мной»). Нет в Истре улицы Левитана, создавшего многие полотна в ее окрестностях. Имя Чайковского 215 раз повторяется в названиях улиц российских городов, однако в Истре, в окрестностях которой творил композитор, ее нет. Улица Чехова повторяется 328 раз среди урбанонимов России. В Истре, где писатель заведовал поликлиникой, его имя представлено только Чеховским переулком. Бывшая Чеховская улица была переименована в 1924 году в честь местного революционера Щеголева.
В Истру приезжал также А.Н. Толстой, чтобы увидеть места описываемых им исторических событий в романе «Петр I». Здесь также работал на кирпичном заводе, пребывая в заключении, А.И. Солженицын. В дачном поселке НИЛ («Наука – Искусство – Литература») проживали писатель Илья Эренбург, выдающиеся ученые: биогеограф А.Г. Воронов, писатель-географ Ю.К. Ефремов, основоположник ландшафтоведения Н.А. Солнцев, академик К.К. Марков.
Одна из улиц города достойна носить имя академика-архитектора А.В. Щусева, разработавшего первый проект реконструкции разрушенной в ходе Отечественной войны Истры. Из нее планировалось создать город-здравницу «Северное Сочи».
Кластеры одноименных урбанонимов России. Составлено автором |
Города, как правило, тесно связаны со своими окрестностями. Некогда вся земля нынешней Истры была выкуплена у Романа Боборыкина под возведение Ново-Иерусалимского монастыря. Сам же Роман Боборыкин был заслуженной личностью – основал в 1636 году Тамбов и построил в 1679-м в своей вотчине у берегов реки Истры сохранившийся до сих пор деревянный Троицкий храм. Его отец Федор Боборыкин еще до Минина и Пожарского создал в 1610 году в Кинешме первое ополчение против поляков, но попал в плен и был казнен гетманом Сапегой. Имя Боборыкиных просто просится на улицы Истры. Однако в городе отсутствует даже улица Рокоссовского, штаб которого два месяца в 1941-м стоял в каменном здании Троицкой церкви, возведенном неподалеку от деревянного Троицкого храма.
В усадьбе Покровское-Рубцово, принадлежавшей двоюродному брату Герцена Голохвастову, часто гостили сам А.И. Герцен, И.И. Левитан, В.О. Ключевский, В.А. Серов, М.А. Врубель, А.М. Васнецов, С.Т. Морозов, К.С. Станиславский, А.П. Чехов. Ныне доступ к этому наследию российской культуры надежно перекрыт оградой коттеджного поселка, на территории которого оказалась усадьба. Может быть, поэтому и не найти среди урбанонимов Истры имен Герцена и других посетителей усадьбы?
И напоследок: город Воскресенск (Истра) выводит свою историю с 1781 года, когда получает статус города и герб. Тот величественный герб имеет очень мало сходства с желто-голубым сегодняшним. Село Воскресенское, однако, существовало еще до основания Ново-Иерусалимского монастыря (1656), хотя во время Смуты было дотла сожжено войсками польского короля Владислава.
А еще есть родоначальники Истры, древние сурожцы, давшие реке имя Дуная (Истрос, Ister, Hister). Дунайская улица не только бы напоминала об истории Истры, но и была бы интересна туристам из придунайских стран.
Современный набор урбанонимов Истры не вызывает историко-культурных, бытовых, социальных и географических ассоциаций, не является вместилищем знаний о городе. Он мог быть присущ любому другому городу в совершенно ином месте. Шаблон урбанонимов обедняет нашу национальную палитру и замораживает некую отжившую идеологическую оболочку. На какой срок она будет заморожена? Ведь рано или поздно с ней неизбежно придется расстаться.