Фото агентства городских новостей "Москва"
Предназначение Российской академии наук – быть сильной стратегической составляющей в экономике страны. В институтах РАН должны быть сосредоточены фундаментальные исследования, то есть исследования процессов, лежащих в основе работы средств производства.
Для проведения фундаментальных исследований необходимы: научное приборостроение, своевременный информационный обмен (публикация научных журналов, монографий, переводных и отечественных научных книг), правильно выстроенные производственные отношения в институтах и между институтами одной отрасли науки, справедливое распределение оплаты труда и достойные служебные права сотрудников исследовательских институтов, компетентное оценивание и контроль работы институтов.
РАН, добившись самоуправления, все же не смогла обеспечивать выше перечисленные условия. Помимо того, руководители программ исследований РАН формировали состав их исполнителей, за редким исключением, не на конкурсной основе. Поставки закупаемого на валюту оборудования проводились через Внешнеэкономическое объединение «Академинторг» (с 4 октября 2024 года АНО в/о «Академинторг» решением учредителя переименована в автономную некоммерческую организацию «Инновационно-образовательное объединение «Академсотрудничество»). Качество закупаемого оборудования и цены вызывали много нареканий.
Это, кстати, возможно, способствовало тому, что из подчинения РАН забрали все ее НИИ и переподчинили их Минобрнауки. Последующие действия министерства в том виде, в котором они доходили рядового научного сотрудника, состояли в организации разнообразных конкурсов (преимущественно для молодых ученых) и сотрудничества с институтами КНР и других стран; во введении цифрового показателя результативности научной деятельности (ПРНД) и начислении на его основе надбавок к зарплате; в требовании контроля времени нахождения научных сотрудников на рабочем месте.
Ревизующая институт комиссия Минобрнауки проверяла бухгалтерию института, но не интересовалась обеспеченностью лабораторий приборами, сутью, ценностью и трудоемкостью полученных научных результатов. При этом не оценивались затраты времени для их получения, условия труда, укомплектованность лабораторий квалифицированными сотрудниками. Отсутствие обратной связи между руководством Минобрнауки и сообществом научных сотрудников, непосредственно проводящих фундаментальные исследования, не дает возможности получить руководству полное и объективное представление о конкретном состоянии фундаментальных исследований в институтах.
Таким образом, Минобрнауки не сосредоточилось на обеспечении необходимых в первую очередь вышеназванных условий для фундаментальных исследований. То есть политика Минобрнауки напоминает монетаризм.
Финансирование науки теперь имеет преимущественно избирательный характер: на «Роснано», на инновационный центр «Сколково», на мегагранты, на молодежные лаборатории... Подтверждений высокой продуктивности этого финансирования автору слышать не приходилось.
Вместе с тем многие пока еще результативно, несмотря на трудные условия, работающие лаборатории уже длительное время не получают ничего, кроме скромной заработной платы. А ведь по ходу экспериментов обычно требуется дополнять новыми приборами или изменять установку, на которой ведутся исследования. В прежнее время это было вполне доступно. Нынешнее же отсутствие средств оказывается губительным для исследований.
В научных фондах типа Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) следовало тщательнее контролировать обоснованность оценки проектов экспертами. В частных беседах двое очень уважаемых ученых признавались автору, что в половине направляемых им для экспертизы проектов они просто не разбирались, поскольку не являлись специалистами в тех конкретных областях науки, к которым относились проекты. В таких случаях им приходилось выставлять оценку проектов на основании косвенных признаков: рейтингов журналов, в которых авторы проектов публиковали свои предыдущие статьи, и т.п. Это, конечно, не гарантирует объективности оценки. Такой подход, как и установленные критерии для определения ПРНД, еще и подталкивают авторов стараться публиковать статьи в зарубежных журналах с высоким рейтингом, а не в отечественных журналах.
Требуются незамедлительные меры по устранению задержки публикации научных журналов РАН. Распоряжением правительства РФ № 281‑р от 8 февраля 2024 года научные журналы РАН должны с 2024 года своевременно в русско- и англоязычном вариантах выпускаться издательством «Наука». Но издательству это пока не удается.
Работа ученых стала отчасти бесполезной. Затормозился обмен научной информацией, а из-за этого – и сами исследования. Приостановлено поступление результатов фундаментальных исследований для их прикладного использования. В целом существенно затормозился процесс научных исследований в стране, а научные сотрудники теряют стимул к работе.
Из-за отсутствия необходимых условий для фундаментальных исследований сокращаются численность научных сотрудников, количество лабораторий и отделов, мастерских и специальных конструкторских бюро. Сократился диапазон доступных для исследования научных вопросов и областей, упал темп исследований. Тормозится экономическое развитие страны и ее научно-технический прогресс.
Предоставление единовластия директорам институтов, лишившее прежнего значения ученый совет и общее собрание сотрудников, воспринято последними как лишение их прав, необходимых для организации продуктивной исследовательской работы. Единовластие в НИИ противоречит эффективно используемой в мире практике совершенствования процессов управления через вовлечение всех сотрудников в обсуждение проблем (методика кайдзен).
В описанной ситуации представляется необходимым создать специальную комиссию, объединяющую представителей правительства, Минобрнауки и РАН. Члены комиссии должны профессионально разбираться в проблемах и технике научных исследований. Комиссию просить разработать меры по скорейшему восстановлению условий для эффективных фундаментальных научных исследований в РФ. Эти меры могли бы включать в себя и те средства планового обеспечения и организации фундаментальных исследований, которые в прошлом способствовали высокому мировому уровню и приоритету проводившихся в стране исследований. Из опыта последних лет представляется целесообразным и перераспределение между Минобрнауки и РАН функций созидания, управления и контроля.
Затем эта комиссия осуществляла и контролировала бы реализацию разработанных ею мер. Для этого ее можно преобразовать в аналог существовавшего в СССР Госкомитета по науке и технике (ГКНТ). Для эффективной работы в ГКНТ преданных делу профессионалов необходимо, чтобы, помимо прочего, зарплаты его сотрудников были умеренными, как это подсказывает известный исторический случай, рассказанный профессором Сергеем Капицей. «Когда Гринвичскую обсерваторию в свое время посетила английская королева Анна, она была поражена ничтожностью жалованья, выплачиваемого королевскому астроному. Она поспешила заверить главу обсерватории Джеймса Брадлея, что прикажет позаботиться о повышении его жалованья. Однако испуганный Брадлей просил ее не делать такого опрометчивого шага. «Когда это место станет приносить доход, – убеждал он королеву, – вряд ли на него станут назначать астрономов».
Реализация этих предложений отвечала бы задачам укрепления экономики страны и указу президента РФ об объявлении Десятилетия науки и технологий. Но чем позднее приступят к решению этой проблемы, тем больше ученых уедет за рубеж и сложнее будет восстановление высокого уровня фундаментальных исследований. А без них никакое государство не может находиться в ряду передовых и высокоразвитых.