0
22647
Газета Печатная версия

10.12.2024 18:05:00

Читать или смотреть. Бумажный инструмент познания мира остается самым эффективным

Игорь Харичев

Надежда Алексеева

Об авторе: Игорь Александрович Харичев – шеф-редактор журнала «Знание – сила»;Надежда Владиславовна Алексеева – кандидат географических наук, главный редактор журнала «Знание – сила».

Тэги: книги, чтение, бумажные издания, электронные носители, общество, экономика


16-14-2480.jpg
Читающего бумажную книгу в московском
метро уже сейчас вполне можно принять
за белую ворону.  Фото Андрея Ваганова
В сфере получения знаний наш век характеризуют две вещи: люди всё меньше читают и всё меньше пользуются при чтении бумажным носителем. Продажа книг в России неуклонно сокращается. По статистике, количество продаваемых книг снижается на 5–8% в год. По всей стране закрываются книжные магазины.

Вирусы или атомы

Главная причина: все больший объем информации воспринимается визуально, на уровне картинки. Учебные, познавательные, научно-популярные, развлекательные фильмы и передачи, обучающие видеоигры, новостные видеосюжеты, видеоинструкции… Все они дают огромную базу сведений, подчас полностью заменяя бумажные источники. Можно получать знания, вообще не прибегая к чтению.

Казалось бы, это шаг вперед в развитии человечества – легкое познание всего и вся. Между тем такой способ получения знаний создает серьезные проблемы, особенно если он становится основным с раннего возраста. Как показывают недавние исследования, у подростков, приученных к получению информации через видео, недостаточно развиты абстрактное и аналитическое мышление. То есть, имея какие-то знания, они не могут эффективно пользоваться ими: применять знания при некотором изменении известных им условий, соединять разные знания для объяснения каких-то сложных явлений, делать оценки и последующие выводы, соответственно принимать решения.

Недавний опрос скорых выпускников одного из педагогических вузов показал, что большинство несложных вопросов ставит их в тупик – не хватает знаний. Но есть вопросы, ответ на которые можно найти логически. В частности, такой: что больше, атомы или вирусы? Студенты знают о существовании того и другого, но не помнят их размеров. Однако у них не хватает логики задать себе простой вопрос: если вирусы меньше атомов, из чего тогда они состоят? И сделать вывод: вирусы больше.

Входя во взрослую жизнь, такие люди часто не готовы к полноценной самостоятельной деятельности. Они не могут эффективно заниматься наукой, бизнесом, быть успешными чиновниками, менеджерами. И все из-за того, что не привыкли с детства читать.

Могут вполне обоснованно возразить: когда человек смотрит видеофильм, он тоже имеет дело со словами – он их слышит. Вместе с тем слово прочтенное и слово, услышанное под видеоряд, вызывают разное воздействие. В чем тут дело?

Вызывание образов

Чтение заставляет работать те участки мозга, которые отвечают за абстрактное мышление. Нейрофизиологи установили, что простой зрительный сигнал, картинка на экране, в нашей голове не подвергается и десятой доли той обработки и расшифровки, которые проходит печатное слово. Фотография сразу дает представление о некоем предмете, устройстве или явлении, а видеоряд – о том, как функционирует этот предмет, устройство или как развивается явление.

Чтение же дает слова, за которыми кроются предметы, устройства, действия, явления, и заставляет мозг создавать образы этих предметов, устройств, действий, явлений. Мозг таким образом использует и совершенствует абстрактное мышление.

Способность к чтению, как и письму, биологически не заложена в мозговую деятельность человека с рождения. Эти навыки появились намного позже, чем сформировался человеческий мозг в современном его виде. По этой причине в мозговых структурах нет «встроенной функции» чтения, какие есть для зрения и слуха. Чтению нужно учиться. Это неудивительно: навык чтения сформировался всего 5 тыс. лет назад, а история вида Homo sapiens насчитывает около 300 тыс. лет, рода Homo – почти 3 млн лет. Следует напомнить, что до XIX века грамотность, умение читать было привилегией меньшинства.

Как показало одно из исследований, проведенных в США, дети, которые занимались чтением в раннем возрасте, имели более высокие показатели в вербальном обучении, развитии памяти и речи, а также в успеваемости в школе. В ходе проводимых экспериментов у таких участников отмечалось лучшее психическое самочувствие, которое оценивалось клинически и на основе отчетов учителей и родителей; у них было меньше признаков стресса и депрессии; более высокая концентрация внимания; а также меньшее количество поведенческих проблем, таких как агрессия и нарушение правил поведения. Дети, читающие в раннем возрасте, проводили меньше времени за просмотром телевизора и использованием смартфона или планшета.

Удалось также установить, что помимо учебников и научно-популярных изданий полезно чтение художественной литературы, и не только для расширения кругозора: оно повышает когнитивные навыки. Это подтверждают недавние исследования, проведенные в Вюрцбургском университете. Было проанализировано более 200 научных работ о влиянии книг на умственные способности людей. Эти исследования доказали, что любовь к художественной литературе дает значимые когнитивные преимущества. Положительно на когнитивные навыки влияет именно повествовательная составляющая.

Нельзя отказываться от чтения. Прежде всего это касается детей. Нельзя заменять чтение и участие родителей в воспитании ребенка подсовыванием ему с раннего возраста какого-нибудь гаджета. Это грозит серьезными проблемами для ребенка в будущем. Под угрозой не только развитие зачатков абстрактного мышления. Как отмечают специалисты, может возникнуть состояние сенсорной депривации, так как «освоение мира» активирует только зрительную и слуховую сенсорную системы. Движения тела и глаз ограничены примитивными манипуляциями пальцами и концентрацией на маленьком экране, что не дает возможности познавать реальное взаимодействие предметов, определять объемы и расстояния и т.д.

Но главное – абстрактное мышление. Человек, лишенный его, не способен к полноценной самостоятельной деятельности во взрослом возрасте. Именно наличие абстрактного мышления отличает человека от человекообразных обезьян, которые могут в своем развитии достигать уровня ребенка трех лет.

Искушение электронами

В наши дни для чтения текстов все меньше используется бумага, все больше – различные электронные устройства. Удобно, когда в телефоне или ноутбуке скрывается целая библиотека. С другой стороны, трудно предположить, что напрочь исчезнут через какое-то время люди, которые не захотят в свободный вечер взять в руки бумажную книгу или журнал и с удовольствием почитать их. Но есть один любопытный момент, связанный с выбором «бумага – электронная версия».

Как показывают данные за последние 10–15 лет, все популярные и легендарные газеты или журналы в США и Европе теряли бумажный тираж, и только в последнее время падение вроде бы остановилось. Сходный процесс идет в России: общий годовой тираж отечественных газет в 2023 году оказался равен около 3,5 млрд экземпляров, что на 11,5% меньше, чем в 2022-м. А годом ранее падение составило 9%. Масштабы падения общего годового тиража дает сравнение с 2013 годом, когда этот показатель достигал 9,5 млрд экземпляров.

И все же имеющиеся данные не подтверждают предположение о том, что бумагу сменяет электронная версия – тираж всех известных периодических изданий и на Западе, и в России в электронном варианте заметно ниже, чем в бумажном. Иными словами, бумага не переходит тотально в электронную форму.

В данном случае проблема скорее в другом. В восприятии текстов, и прежде всего не развлекательных, – к их числу можно отнести научно-популярные тексты. Тут стоит напомнить о явлении, известном с конца ХХ века, – клиповое сознание. Его носители не умеют читать тексты объемом более чем в полстраницы максимум одной страницы. Однако научно-популярные тексты, посвященные каким-либо основополагающим вещам, не могут быть короткими. А значит, они оказываются недоступны для значительного числа представителей молодых поколений.

Надо всячески содействовать тому, чтобы чтение объемных просветительских и научно-популярных текстов принималось как необходимое умение для каждого вступающего во взрослую жизнь человека. И не забывать, что развитие технологий, конечно, является залогом развития человечества в будущем. Но это лишь инструмент в руках человека, помогающий познавать мир, а не конечная цель.

Думается, прежде всего надо говорить не о том, что следует сохранять производство журналов, книг, а о том, что необходимо сохранение текстов как средства передачи информации в нашей жизни. В научно-популярных и просветительских изданиях, выходящих на электронных носителях и на бумаге. Речь о сохранении в том смысле, чтобы печатные тексты не исчезли из нашей жизни, полностью отдав поляну видеоматериалам, которые тоже должны существовать, но параллельно с текстами как дополнение к ним.

В решении этой задачи важная роль научно-популярных изданий: журналов, газет и книг. Причем важно, чтобы эти издания работали в тесном контакте с учеными, чтобы публикуемые материалы действительно рассказывали о науке, а не вводили читателей в заблуждение. Это особая функция серьезных научно-популярных изданий – противостоять лженауке наряду с рассказом обо всем новом и интересном во всех отраслях научных знаний.

Поскольку все это важно для будущего России, хотелось бы напомнить максиму: просвещать и гнаться за прибылью – несовместимые вещи. 


Читайте также


Максимальный рост занятости ожидается у аграриев, водителей и программистов

Максимальный рост занятости ожидается у аграриев, водителей и программистов

Михаил Сергеев

Рискуют потерять работу банкиры, бухгалтеры, финансисты и администраторы

0
907
Книги, упомянутые в номере и присланные в редакцию

Книги, упомянутые в номере и присланные в редакцию

0
736
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
2667
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
9650

Другие новости