0
14041
Газета Печатная версия

27.02.2024 18:16:00

Страна под названием «Небесные горы»

Как Петр Семенов впервые рассмотрел Тянь-Шаньский хребет с восточной стороны Иссык-Куля

Тэги: СеменовТянШанский, история науки, георгафия


3-13-2480.jpg
Собранная П.П. Семеновым-Тян-Шанским
коллекция картин фламандских и голландских
художников, около 700 полотен, стала основой
знаменитого собрания «малых голландцев»
Императорского Эрмитажа.  Алексей
М. Колесов. Портрет Петра Семенова
Тян-Шанского. 1874. Музей изобразительных
искусств Республики Саха. Якутск
В одной из публичных лекций Альберт Эйнштейн утверждал, что, если мы хотим что-то узнать о методе того или иного ученого, надо изучать не то, что он говорит об этом, а его сугубо научные публикации. Но даже если это и так, то попытки ученых взглянуть со стороны на свои работы, – а это, собственно, и составляет основную часть их воспоминаний, – дорогого стоят.

Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский (1827–1914) – выдающийся российский естествоиспытатель, географ, ботаник, статистик, энтомолог, искусствовед и коллекционер – в полной мере подтверждает это своими мемуарами. «Путешествие в Тянь-Шань в 1856–1857 годах» Семенова (еще не Тян-Шанского) – выдающееся в этом смысле произведение. Недаром в 1906 году в Российской империи вспомнили о круглой дате – 50-летии экспедиции на Тянь-Шань Петра Петровича Семенова (началась в мае 1856 года). В ознаменование этого события Императорским указом простую русскую фамилию «нарастили» до привычного уже сегодня – Семенов-Тян-Шанский…

Потомок героя

Отец Петра Петровича – герой Бородинского сражения, с Измайловским полком прошел всю кампанию 1812–1813 годов. Побывал в плену у французов. Возвратясь в Россию, поселился в деревне, где и умер в 1832 году, когда Петру Петровичу было шесть лет.

«Петр Петрович остался с больной матерью, женщиной высокаго ума, образования и гуманности, но, к сожалению, пораженной психическим недугом, принимавшим иногда удручающие размеры, – отмечал российский ученый-географ Андрей Андреевич Достоевский на траурном собрании Русского энтомологического общества 17 марта 1914 года, посвященном памяти П.П. Семенова-Тян-Шанского. – С 9 до 14 лет Петр Петрович был предоставлен самому себе. За это время он перечитал всю богатую библиотеку отца, состоявшую из образцов всемирной изящной литературы с большим количеством сочинений естественно-историческаго содержания».

Получив образование в военной школе, П.П. Семенов поступил на физико-математический факультет Петербургского университета и в мае 1848 года успешно его окончил. В том же году вместе со своим университетским другом Н.Я. Данилевским он совершил пешком «экскурсию» из Петербурга в Москву через Новгород. В холерное время! В 1851 году П.П. Семенов блестяще защищает магистерскую диссертацию – «Придонская флора»… И начинает подготовку к путешествию в Центральную Азию.

Уже современники вполне оценили заслуги Семенова, еще даже и не Тян-Шанского. Например, в своем капитальном труде о флоре Средней Азии (1902 год) Владимир Ипполитович Липский отмечал, что Семенов дал «первую ботанико-географическую картину Средней Азии, которая и поныне может служить образцом…».

Прибавка к фамилии

А начал свое легендарное путешествие П.П. Семенов в 1856 году из Семипалатинска, добрался до поселка Верный (нынешняя Алматы) и оттуда через горные проходы Заилийского Алатау прошел на восточную оконечность озера Иссык-Куль. С этой точки он увидел впервые Тянь-Шаньский хребет. Это было первое посещение Иссык-Куля с его восточной стороны. Он первый из европейцев проник в глубь горной страны Тянь-Шань («Небесные горы» – по-китайски), начертил схему ее хребтов, исследовал озеро Иссык-Куль, открыл верховья Сырдарьи, идентифицировал десятки новых видов растений, установил отсутствие на Тянь-Шане современного вулканизма (и этим опровергнул устоявшееся мнение выдающегося естествоиспытателя Александра фон Гумбольдта, который полагал, что на Тянь-Шане существовали действующие вулканы)…

Обо всем этом – захватывающе интересный рассказ в его книге. А еще в «Путешествии в Тянь-Шань» – изобилие редких этнографических, демографических и социологических наблюдений. Вот, например. «Die grosse Tatarei» («Великая Татария») – так на немецких картах XVII и XVII веков назывались земли уже на пути из Нижнего Новгорода в Казань. Не без основания, кстати. Семенов-Тян-Шанский называет падение Казани (1552 год) «великое мировое событие» наравне с колонизацией европейцами Нового Света. И приводит такие данные: 90 млн человек – «выброс» европейцев в Новый Свет со времен Колумба; и «русская колонизация, направленная к востоку и юго-востоку, водворила за пределы этнографической Азии не менее 46 млн людей европейской расы».

Небезынтересно, что именно П.П. Семенов ввел в русскоязычную научную литературу такие термины, как «плоскогорье», «нагорье», «предгорье», «нагромождение хребтов», «котловина», «водоем»…

Самое поразительное, что знаменитое путешествие в 1856–1857 годах, за которое Петр Петрович Семенов и получил впоследствии прибавку к фамилии, осталось единственным крупным путешествием в его научной карьере. Но мало того, мемуары именно об этом путешествии дольше всего и ждали момента опубликования – 90 лет!

Вернувшись в 1858 году с Тянь-Шаня в Петербург, Семенов намеревался подготовить подробный отчет о своих исследованиях в двух томах, снабдив их картами, таблицами, иллюстрациями. Но в этот момент он назначается заведующим делами Редакционной комиссии, готовившей реформу 1861 года – отмену в России крепостного права. В это время Петр Петрович смог опубликовать в различных периодических изданиях лишь фрагменты из своих экспедиционных дневников. И это неудивительно: в 60–90-е годы XIX века Семенов возглавляет центральные государственные статистические органы. В 1872 году П.П. Семенов организовал первую международную научную конференцию в России – статистический конгресс в Петербурге.

А в 1897 году под его руководством проводится первая в России перепись населения. Кстати, при проведении переписи применялись самые совершенные на тот момент методики и технологии. В частности, табуляторы, работающие с использованием перфокарт. Это позволило установить, например, что Москва только что стала городом-миллионником.

Так что собственно саму книгу «Путешествие в Тянь-Шань» П.П. Семенов-Тян-Шанский написал уже в 81-летнем возрасте, по своим дневникам. Но до публикации дело и тогда не дошло – Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война…

Ярко выраженный систематик

И вот 27 марта 1946 года в советских газетах появилось короткое сообщение: «Мемуары П.П. Семенова-Тян-Шанского. ЛЕНИНГРАД, (ТАСС). Еще в дореволюционное время вышли пер­вый, третий и четвертый тома мему­аров великого русского путешественника и исследователя П.П. Семенова-Тян-Шанского.

В нынешнем году «Географгиз» выпус­тит в свет второй – последний – том объемом в 10 печатных листов. Он по­свящается путешествию выдающегося ученого-географа на Тянь-Шань в 1857 году.

Второй том, выходящий под редакцией члена-корреспондента Академии наук СССР проф. Л.С. Берга, будет иллюстрирован рисунками художника Пошарова, спутника путешественника по экспедиции».

Семенов-Тян-Шанский был ярко выраженный систематик. Так, свою личную энтомологическую коллекцию – более 700 тыс. насекомых (!) – Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский, президент Русского Энтомологического общества, передал в дар Зоологическому музею Академии наук. По поводу этой грандиозной коллекции в экстренном собрании Русского энтомологического общества 17 марта 1914 года отмечалось: «Целый ряд специалистов в России черпал в этой коллекции обильный материал с массой новостей для своих работ. Но немало труда, и именно наименее благодарного, он сам вкладывал в свою коллекцию. Всякий, работавший над более или менее обширной коллекцией знает, сколько терпения, времени, кропотливого труда и денежных затрат требуется для приведения сырых сборов в удопользуемое состояние – коллекцию».

А вот собранная П.П. Семеновым-Тян-Шанским коллекция картин фламандских и голландских художников, около 700 полотен, стала основой знаменитого собрания «малых голландцев» Императорского Эрмитажа. «Начав собирать картины, он не стал разбрасываться, а остановился исключительно на работах фламандских и голландских художников, живших во время полнаго расцвета этой замечательной школы, т.е. в течение XVI и XVII веков, подчеркивал выдающийся географ, энтомолог, исследователь Средней Азии Василий Федорович Ошанин (1844–1917). Из этого периода Петром Петровичем была собрана замечательнейшая галерея, в которой едва ли отсутствует хоть один даже третьестепенный мастер. Галерея эта была продана покойным еще при его жизни Императорскому Эрмитажу за сумму, значительно более низкую той, которую можно было выручить за границей; в настоящее время благодаря этому собрание Петра Петровича сделалось национальным достоянием».

Увы, после Октябрьской революции 1917 года большая часть этих картин была продана за границу…

Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский умер в Петербурге 11 марта 1914 года. В день похорон на гроб его были возложены венки как от высоких особ, так и от Общества приказчиков Апраксинского рынка, которые помнили, насколько их отцы и деды обязаны Петру Петровичу своим освобождением от крепостной зависимости.


Читайте также


Кому помогали звезды во время Первой русской революции

Кому помогали звезды во время Первой русской революции

Юлий Менцин

Почти забытая история осады Астрономической обсерватории Московского университета

0
13671
Философско-издательская робинзонада

Философско-издательская робинзонада

Виктор Лось

К 100-летию публикации статьи Владимира Вернадского «Автотрофность человечества»

0
11825
Стрела времени. Научный календарь, декабрь 2024

Стрела времени. Научный календарь, декабрь 2024

0
9502
Институт теоретической физики как идеальный имперский продукт

Институт теоретической физики как идеальный имперский продукт

Дмитрий Квон

Место, где правит интеллект

0
17071

Другие новости