0
10204
Газета Печатная версия

24.10.2023 17:56:00

Изучение органоидов мозга со временем позволит понять, как возникает язык

Документирование лингвистических «окон»

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Эруандович Лалаянц – кандидат биологических наук.

Тэги: мозг, человек, язык, лингвистика


мозг, человек, язык, лингвистика Магнитно-резонансная томография, позволяющая увидеть очаги возбуждения в коре головного мозга при решении тех или иных задач, в том числе и языковых. Иллюстрация сгенерирована нейросетью Kandinsky 2.2

Приложение авторитетного научного журнала Science – Science Advances заявило о зоне риска, в которой находится половина из примерно 7 тыс. языков, существующих на планете. Беспокоящий вывод был сделан сотрудниками Национального университета в Канберре, которые с помощью своей базы данных Grambank проанализировали 400 тыс. «точек» 2400 языков мира. Проведенный авторами анализ позволил говорить им о редукции языкового разнообразия в больших лингвистических районах мира. По их мнению, необходимо предпринять усилия по документированию лингвистических «окон», чтобы глубже понимать наше умственное развитие и культуру, иначе они могут опасно фрагментироваться. И этому вряд ли помогут мозговые органоиды и современнейшие функциональные магнитно-резонансные томографы (фМРТ).

О языке как хранителе культуры писал недавно и китайский научный журнал «Дыхание Китая». Китайская письменность начиналась некогда с простых рисунков (как и клинопись, и сохранившее «рисунчатость» письмо долины Нила). Кстати, «Атлас языков Китая» насчитывает их более 130, из которых какие-то попросту исчезают, поэтому там начиная с 2011 года идет работа по сохранению языкового наследия.

Мы переняли уже «рафинированные» знаки, набор которых начинается с быка-алефа и дома-бета. Так родился алфа-вит – alpha-bet. Вот и борцов с неграмотностью на Кубе называли «альфабетисадоры».

Не пошли по пути сохранения «рисунков» и в Индии, где используется дева-нагари, или знаки божественного града (от navagaram – «город дравидов»).

Пессимистический взгляд на «убывание» языков можно было бы принять, если бы не открытия тех же археологов. Лейтенант П.-Ф. Бушар прославился в Египетском походе не менее самого Наполеона. Именно Бушар 15 июля 1799 года обратил внимание на огромный камень в стене города, известного нам как Розетта. Так началась египтология в современном понимании этой науки. Теперь мы понимаем значение трех иероглифов «Тут-анх-Амон». Два из них – имена богов мудрости и письма (Тот, или Тут), а также бог Солнца; их связывает знак вечной жизни.

Другое открытие было сделано в 1896 году англичанами А. Хантом и Б. Гренфеллом, натолкнувшимися на склад папирусов, среди которых было много и македонских. (Заметим, что египетская царица Клеопатра знала македонский язык.) На одном из найденных папирусов имеется рисунок, подобно графическому редактору иллюстрирующий теорему о квадрате гипотенузы. Если бы рисунок показывали в современной школе, «Начала» эвклидовой геометрии были бы понятнее детям.

Проблема исчезновения языков коренных народов давно волнует науку. При этом обычно ссылаются на антрополога Ф. Боаса, который писал, что «грамматика определяет аспекты опыта, который должен быть выражен». Это определение очень похоже на ситуацию одного из рассказов Станислава Лемма. Его герой задает бортовому компьютеру вопрос, что такое «сепульки». Тот выдает ответ, что те водятся в сепулькарии; а сепулькарий, в свою очередь, то место, где водятся сепульки.

Возможно, что изучение органоидов мозга со временем позволит нейробиологам понять, как язык генерируется в нем, а также механизм возникновения патологических языковых отклонений – дислексия, дисграфия и др. Пока же приходится довольствовать двумя афазиями, или неспособностью язык генерировать.

Первая, моторная, связана с именем П. Брока. Зона мозга, названная по имени этого исследователя, локализована в нижней лобной извилине левого полушария. Ее поражение приводит к тому, что человек понимает язык, но не может произносить слова.

Вторую, сенсорную, афазию описал К. Вернике. Его именем также названа речевая зона – часть коры головного мозга, которую, как и область Брока, с конца XIX века связывают с речью. В этом случае нет понимания речи и осмысления языка.

Сегодня в распоряжении ученых есть такой мощный инструмент для исследований, как магнитно-резонансная томография, позволяющая увидеть очаги возбуждения в коре головного мозга при решении тех или иных задач, в том числе и языковых. Сотрудники Исследовательского института в Сиэтле (США) представили карту аномалий мозга, приводящих к нарушениям языковой коммуникации у школьников с аутическим спектром (ASD). Авторы построили МРТ-изображения мозга 36 детей, 18 из которых здоровы. Анализ МРТ-изображений выявил большую разницу между группами в объеме серого вещества и толщине коры; в объеме белого вещества и глубине борозд, а также лобных долей, зон Брока и Вернике. Тем самым выявлены структурные аномалии мозга у детей с ASD применительно к его языковой функции. 


Читайте также


Чему и как учить детей в мире нейросетей

Чему и как учить детей в мире нейросетей

Елена Герасимова

Интернет-мир ставит перед системой образования экзистенциальные вопросы

0
2789
Явка с повинной и чистосердечное признание депутата Затулина

Явка с повинной и чистосердечное признание депутата Затулина

Константин Затулин

0
14295
За лучшее будущее для детей приезжих проголосовали 409 депутатов

За лучшее будущее для детей приезжих проголосовали 409 депутатов

Иван Родин

Поправками в закон об образовании Госдума протестировала взаимоотношения с правительством

0
4191
Госдума проламывает закон о защите школ от детей мигрантов

Госдума проламывает закон о защите школ от детей мигрантов

Иван Родин

0
3129

Другие новости