0
12874
Газета Печатная версия

12.09.2023 15:45:00

Где прячутся когнитивные патологии

В больших лингвистических регионах мира ученые отметили редукцию языкового разнообразия

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Лалаянц- кандидат биологических наук.

Тэги: биология, мозг, язык, языковое разнообразие


биология, мозг, язык, языковое разнообразие Функциональный магнитно-резонансный томограф позволяет увидеть возбуждение в коре полушарий мозга при решении тех или иных задач, в том числе и языковых. Изображение создано нейросетью Kandinsky 2.2

В приложении американского научного журнала Science Advances недавно опубликовали материал, в котором было заявлено о зоне риска, в которой находится половина из примерно 7 тыс. языков мира. Столь тревожный вывод был сделан сотрудниками Национального университета в Канберре, которые с помощью базы данных Grambank проанализировали 400 тыс. «точек» 2400 языков мира.

Проведенный авторами анализ позволил говорить о редукции языкового разнообразия в больших лингвистических районах мира. По их мнению, необходимо прилагать усилия по документированию лингвистических «окон» в человеческой истории, чтобы глубже понимать наше умственное развитие и культуру, иначе нас ожидает опасная фрагментация когнитивной оболочки. И этому вряд ли помогут мозговые органоиды и современнейшие МРТ.

Пессимистический взгляд на убывание языков можно было бы принять, если бы не открытия тех же археологов. Лейтенант П.-Ф. Бушар прославился в Египетском походе не менее самого Наполеона, потому что 15 июля 1799 года обратил внимание на огромный камень в стене города Рашида, более известного нам как Розетта. Так началась египтология в нашем понимании смысла этой науки. Например, мы можем теперь понять значение трех иероглифов – Тут-анх-Амон. Два из них – это имена богов мудрости и письма (Тот), а также небесного пространства и Солнца (Амон). Их связывает знак вечной жизни.

Другое открытие было сделано в 1896 году англичанами Артуром Хантом и Бернардом Гренфелломом, натолкнувшимися на кладезь папирусов, среди которых было много и македонских. На одном из них имеется рисунок, подобно графическому редактору иллюстрирующий теорему о квадрате гипотенузы. Если бы этот рисунок показывали в школах, евклидова геометрия была бы гораздо понятнее детям.

Проблема исчезновения языков коренных народов давно волнует науку. При этом обычно ссылаются на антрополога Франца Боаса, писавшего, что «грамматика определяет аспекты опыта, который должен быть выражен». Это очень похоже на один из сюжетов Станислава Лема, герой которого задает бортовому компьютеру звездолета вопрос, что такое «сепульки», и получает ответ, что сепульки водятся в сепулькарии. Тогда следует встречный вопрос: что такое сепулькарии? Оказывается, это место, где водятся сепульки. Между тем это вовсе не придуманное Лемом слово: сепулькарий – это захоронение, то место на Голгофе, куда поместили тело снятого с креста, после чего вход закрыли круглым камнем. Естественно, что в пещере-склепе находятся останки, которые по месту называют сепульками (можно перевести как мощи).

С языками в истории бывает очень сложно, потому что пришедшие в Европу с Волги болгары-булгары усвоили славянский язык, а соседние венгры-угры и более далекие финно-угры его сохранили.

Возможно, что изучение органоидов мозга со временем позволит нейробиологам понять, как язык генерируется в нем, а также выявить физиологическую причину отклонений – дислексия (расстройство, для которого характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом под диктовку), дисграфия (нарушение письма) и других. Пока же можно говорить об установлении причин такой патологии, как афазия – расстройство речи при сохранении слуха. Причем афазии в двух вариантах.

Первая, или моторная, афазия связана с зоной в мозге, локализованной в нижней лобной извилине левого полушария (так называемая зона Брока). Ее поражение приводит к тому, что человек понимает язык, но не может произносить слова. Второй вариант афазии, сенсорную, описал Карл Вернике. В этом случае нет понимания речи и осмысления языка.

Сегодня в распоряжении ученых есть такой мощный инструмент для исследований процессов в мозге, как функциональный магнитно-резонансный томограф (МРТ). Он позволяет увидеть возбуждение в коре полушарий мозга при решении тех или иных задач, в том числе и языковых.

Сотрудники Исследовательского института в Сиэтле (США) представили карту аномалий мозга, приводящих к нарушениям языка у школьников с аутическим спектром (ASD). Авторы построили МРТ-изображения мозга 36 детей, 18 из которых здоровы. МРТ выявил большую разницу между группами в объеме серого вещества и толщине коры, объеме белого вещества и глубине борозд, а также лобных долей, зон Брока и Вернике. Тем самым выявлены структурные аномалии мозга у детей с ASD применительно к его языковой функции. 


Читайте также


Чему и как учить детей в мире нейросетей

Чему и как учить детей в мире нейросетей

Елена Герасимова

Интернет-мир ставит перед системой образования экзистенциальные вопросы

0
2889
Явка с повинной и чистосердечное признание депутата Затулина

Явка с повинной и чистосердечное признание депутата Затулина

Константин Затулин

0
14540
За лучшее будущее для детей приезжих проголосовали 409 депутатов

За лучшее будущее для детей приезжих проголосовали 409 депутатов

Иван Родин

Поправками в закон об образовании Госдума протестировала взаимоотношения с правительством

0
4192
Госдума проламывает закон о защите школ от детей мигрантов

Госдума проламывает закон о защите школ от детей мигрантов

Иван Родин

0
3138

Другие новости