0
7786
Газета Печатная версия

07.02.2023 18:59:00

Сто способов действий, поведения, выбора решений

Как осуществить переход от экологической грамотности к экологической культуре

Сергей Алексеев

Об авторе: Сергей Владимирович Алексеев – доктор педагогических наук, профессор, директор Института общего образования, профессор кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, лауреат Премии правительства РФ в области образования (2011).

Тэги: экология, общество, природа, технологии, биосфера


экология, общество, природа, технологии, биосфера Экологи-неформалы – это люди, хорошо ориентирующиеся в определенной экологической области, например проблеме отходов. Фото Reuters

Сегодня экология вышла за пределы чисто биологической и географической наук, она включает значимые философские и психологические основания, экономические и социально-гуманитарные положения, а главное – она обеспечивает, наряду с другими науками, движение по вектору безопасности: безопасности жизни человека, безопасности (в том числе и национальной!) общества и государства, безопасности цивилизации. Перспективным направлением этого движения является образование в интересах устойчивого развития, образования, нацеленного на достижения 17 Целей устойчивого развития, выделенных в 2015 году ООН.

Статья профессора Н.М. Мамедова «Биосфера повышенной чувствительности» («НГ-наука», 14.12.22) затронула глубокий пласт нерешенных проблем современного образования. Вот уже почти полвека научно-педагогическая общественность обсуждает, как реализовать экологическое образование.

Современные образы нынешнего мира, структурированные на эффектах VUCA-мира: volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность), и BANI-мира: brittle (хрупкость), anxious (тревожность), nonlinear (нелинейность), incomprehensible (непостижимость), могут быть дополнены моделью «6+1». Она отражает педагогический аспект, гуманитарный взгляд на осмысление современной действительности.

Модель «6+1» включает в себя принципы гуманитарности и экологичности, наукосообразности и культуросообразности, неопределенности и технологичности. Ведущим принципом, аттрактором всех остальных, сейчас должен стать принцип безопасности – вектор ориентации на безопасность окружающего нас мира, безопасности человечества и человеческой цивилизации, безопасности конкретного человека. Один из результатов реализации данной модели – формирование экологической культуры, понимаемой большинством ученых как система экологических знаний, ценностей, сознания, мышления, поведения и экологически осмысленной деятельности.

Понятие экологической культуры достаточно сложное, многоаспектное, уровневое. Экологическая культура – это целостность, включающая: экологические знания (естественно-научные, социогуманитарные, технические и др.); экологическое мышление (способность установления причинно-следственных, вероятностных, прогностических и других видов связей); экологическое сознание (совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты); экологически оправданное поведение, характеризуемое переходом экологических знаний, экологического сознания и мышления в повседневную норму поступка; культура чувств – моральный «резонанс», сочувствие, переживание, «благоговение перед жизнью» (по А. Швейцеру).

Данные аспекты и уровни отражаются в типологии субъектов экологического образования и просвещения; возможны варианты сформированности экокультуры у эколога-естественника, эколога-технолога, эколога-неформала и др.

Эколог-естественник – человек с глубокими системными знаниями основ экологической науки, умеющий оценивать и объяснять экологические явления и проблемы окружающей среды.

Эколог-технолог – человек, чаще всего имеющий специальное (среднее или высшее) профессиональное образование в области охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности; это люди, хорошо знающие производственные процессы и механизмы очистки от вредных выбросов и сбросов и т.д., они оперируют показателями предельно допустимых концентраций и т.п.

Эколог-неформал – человек, активно принимающий участие в различных экологических акциях, субботниках, программах, являясь либо членом общественной экологической организации, либо просто поддерживая эти мероприятия по собственным убеждениям. В большинстве случаев это люди, владеющие достаточной информацией в определенной экологической области, например проблемах отходов, проблемах альтернативной энергетики, проблемах изменения климата.

Эколог-гуманитарий – человек, воспринимающий окружающую среду, и в первую очередь ее природную составляющую, как предмет для творчества, для саморазвития через погружения в нее, представления продуктов творчества для восприятия их окружающими людьми; это художники, писатели и поэты, артисты.

Эколог-лирик – человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта, трепетно воспринимающий красоту окружающей природы во всех ее проявлениях.

Эколог «из народа» – человек без специального образования, который воспринимает экологическую информацию в основном из средств массовой информации, интернета, от друзей и знакомых. Тем не менее по всем экологическим ситуациям имеет собственное (чаще всего ничем не обоснованное!) суждение.

Первым уровнем экологической культуры может рассматриваться экологическая грамотность как функциональная грамотность в области взаимоотношений человека и общества с окружающей средой. Представляется, что сейчас каждый гражданин должен освоить как минимум «Азбуку экологии», включающую, условно, 100 слов из экологии, начиная с экологического следа человека (и человечества) и заканчивая его цифровым следом. Это не просто 100 экологических понятий, это 100 способов действий, поведения, выбора решений с учетом экологических правил и императивов.

В целом повышение эффективности формирования экологической грамотности, а в дальнейшем экологической образованности, экологической компетентности и, наконец, экологической культуры связано с интеграцией экологического образования и экологического просвещения. Интеграция же экологической культуры с экономической и социальной создает условия для становления культуры устойчивого развития.

Санкт-Петербург


Читайте также


Цивилизационный транзит и постколониальность Африки

Цивилизационный транзит и постколониальность Африки

Александр Неклесса

Жизнь как последовательность переворотов и деконструкций все чаще дает повод усомниться в прогнозируемости истории

0
578
Контуры предвидимого мира – 2050 год

Контуры предвидимого мира – 2050 год

Виктор Лось

Можно ли преодолеть критическую триаду глобального кризиса

0
592
«Дурман» науки

«Дурман» науки

Александр Самохин

Дробление полученных результатов, чтобы опубликовать больше статей, как защитная реакция ученых

0
377
Право на эгоизм и прочую распущенность

Право на эгоизм и прочую распущенность

Вадим Черновецкий

Что прощают одному полу и не прощают другому

0
1064

Другие новости