Газета Печатная версия

27.09.2022 18:32:00

Пределы роста в логике эволюции

Биологи объяснили разброс в размерах особей одного вида

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Лалаянц- кандидат биологических наук

Тэги: дарвин, эволюция

дарвин, эволюция У разных пород собак самый большой разброс размеров, достигающий 40 раз! Фото Джорджа Томаса

В конце ноября 1859 года увидело свет творение англичанина Чарльза Дарвина «Происхождение видов», в котором постулировалась идея естественного отбора как кальки искусственного, практикуемого человеком. Через 12 лет, в 1871 году, автор труда представил новую трактовку действия селекции, но на половом уровне, назвав новый труд «Происхождение человека и половой отбор». Ему через полтора века посвятили свой анализ сотрудники Университета Падуи и Техасского университета в г. Остин (США). Отчет опубликован в журнале Science.

Современные исследователи обратили внимание на то, что англичанин был прежде всего мизогинистом (женоненавистник). В одном из писем 1882 года Дарвин признавал, что «женщины выше мужчин по своим моральным качествам». Оно и понятно, если учесть распоряжение королевы Виктории прикрыть фиговыми листками статуи в Британском музее. Но вот в интеллектуальном отношении Дарвин ставил женщин ниже – inferior – любого из мужчин. При этом он ссылался на «законы наследственности», которые «не дают женщинам стать интеллектуально равными – equals – мужчинам».

Авторы статьи, итальянец и американец, обращают внимание на отсутствие биологической составляющей в основании дарвиновской гипотезы о «вкусе прекрасного». Именно этот фактор – определяющий в выборе самкой партнера для скрещивания. Авторы подчеркивают, что прежде всего Дарвином не определена природа вкуса (taste), а также то, что для самок важна не только «красота» самца.

Трудно понять, почему после полутора веков развития экспериментальной биологии, а Чарльз Дарвин обращал внимание в основном на описания биофеноменов, ученые стесняются сказать, что автор идеи отбора «просмотрел» труды Георга Менделя. А также не оценил факт идентификации ископаемого вида человека – Homo neanderthalensis, неандертальца. Между тем сегодня находится все больше доказательств, что неандертальцы не столько вымерли в силу объективных эволюционных процессов, сколько были «съедены» представителями параллельного вида – Homo sapiens…

Так, в конце 2013 года сотрудники Института эволюционной биологии в Барселоне представили в Королевском обществе Лондона результаты своих изысканий в пещерной системе Эль Сидрон, что на севере Испании. Кости неандертальцев, обнаруженные там, пролежали не менее 51 тыс. И они носят на своей поверхности следы воздействия каменными орудиями, что говорит о «срезании» с них мяса (мышц). Трубчатые кости и черепа были «вскрыты», чтобы дать доступ к богатому энергией содержимому костного и головного мозга.

В общей сложности ученые проанализировали состояние костей трех детей от двух до девяти лет, трех подростков и шести взрослых особей. Кости выбрасывались и лишь случайно скопились в небольшом «алькове» (выражение авторов). О пиршестве ранних современных людей говорят и оставленные ими орудия, принесенные за несколько километров от пещеры. С их помощью нападавшие вырезали нижние челюсти своих жертв, чтобы добраться и до языков. Об этом подробно писал журнал Archaeologica.

А вот одним из последних примеров гораздо более сложной геномики, нежели провидел ее Георг Мендель, стала публикация исследователей из американского Национального института здоровья (NIH). Американские генетики и их коллеги из университета французского г. Ренн проанализировали состояние одной из областей ДНК вокруг гена, кодирующего синтез инсулиноподобного протеина (IGF). Он обладает свойствами ростового фактора и хорошо знаком молекулярным онкологам.

Интересно, что попавшая под подозрение ученых ДНК не является геном как таковым, потому что на ней синтезируется некодирующая РНК (non-coding RNA). Тем не менее она регулирует активность гена IGF. Исследование проводилось на собаках. Четвероногие были выбраны в силу их необычайного разнообразия пород: у них самый большой разброс размеров, достигающий 40 раз! Тем самым авторы получили великолепную модель исторического развития – по крайней мере представителей семейства собачьих (canines).

Тот факт, что IGF определяет размер собак, был установлен еще в 2007 году учеными Института геномных исследований человека (США). Для подкрепления идеи, лежащей в основе понимания развития, авторы статьи «Естественная и направляемая человеком селекция одиночного некодирующего размер тела варианта у древних и современных собак» проанализировали РНК более 1400 представителей собачьих, включая 230 современных пород. Среди них такие полярные по размерам, как датские доги и чихуахуа. Были исследованы также и останки сибирского волка возрастом 53 тыс. лет, а также лис и койотов. Породы собак разделились по весу – менее 15 и более 25 кг, – который определяется наличием «малого» и большого вариантов особей.

Оказалось, что у современных волков такая вариативность способствует набору веса, в то время как для лис это не так уж и важно. Авторы планируют расширить поиски вариантов у других представителей фауны, имея в виду влияния количества генов на размеры тел. Для собак таких генов обнаружено пока 25, у человека уже известны сотни, достаточно вспомнить пигмеев и хоббита с индонезийского о-ва Флорес, найденного в 2005 году.

Известно, что рост людей регулируется белком, выделяемым клетками передней доли гипофиза. Поэтому самым высоким «гигантом» недавнего времени был американец, страдавший аденомой этой небольшой железки в основании мозга. Раньше, до появления биотехнологии, людям с нехваткой функции гипофиза вводили гормон роста, выделенный из гипофизов. Потом научились синтезировать его в биореакторах. Вполне возможно, что собака – друг человека – надоумит ученых искать новые пути выравнивания людей…