0
10477
Газета Печатная версия

07.09.2021 18:15:00

Денисовцы 150 тысяч лет назад, возможно, уже добрались до Тибета

Молекулярно-антропологическая классика

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Эруандович Лалаянц – кандидат биологических наук.

Тэги: антропология, человек, денисовцы, палеонтология


антропология, человек, денисовцы, палеонтология Сохранившийся череп, предположительно, денисовца Фото Physorg

Открытия палеогенетиков позволяют говорить о весьма извилистом пути «сотворения» человека, предков которого было больше, нежели только денисовцы и неандертальцы. «Сибиряки» денисовцы во многом остаются до сих пор несколько виртуальными, поскольку «присутствуют» лишь в геномной форме благодаря изъятой из ископаемого зуба и фаланги мизинца ДНК. Более реальной является девочка примерно 12 лет, гибридная ДНК которой показала, что мать ее была неандерталкой, а отец – более примитивным денисовцем.

Гены денисовцев присутствуют в геноме весьма удаленных от Сибири жителей Меланезии, достигая доли в 5–6%, что больше, чем процент генов неандертальцев в нашей ДНК (2–4%). Но все это дела давно прошедших дней, хотя и с весьма достоверными результатами. Ученые разных стран упорно работают над расширением базы данных.

Статья начинается упоминанием того непреложного факта, что денисовцы были представителями весьма архаичной группы гомининов (то есть не совсем еще людей), хотя и вступавших в контакты с более развитыми неандертальцами. Ученые собрали 728 образцов с пола Денисовой пещеры на Алтае для анализа ДНК. В образцах обнаружилась также ДНК 175 видов флоры и фауны того времени, что делает картину 3D-форматной. Большой объем ДНК объясняется тем, что анализировалась не ядерная, а митохондриальная ДНК. Митохондрии – внутриклеточные органеллы, вырабатывающие энергию для клеток. Некогда они были свободно живущими микроорганизмами со своим геномом, от которого и сохранились указанные гены.

В далекие 1980-е, когда молекулярная биология была в зачаточном состоянии, Ребекка Канн из Калифорнийского университета показала, что первая современная женщина, которую она назвала Евой, жила в Африке. Тем самым был заложен краеугольный камень гипотезы «из Африки» – out of Africa, – которая сегодня стала основополагающей теорией антропогенеза. В основе лежит массив данных, полученных при анализе геномной ДНК.

Авторы статьи в Nature подтверждают, что самая ранняя митохондриальная ДНК принадлежит именно денисовцам, что подтверждается также найденными орудиями начала среднего палеолита – 250–170 тыс. лет назад. Говоря о денисовцах, ученые утверждают, что их ДНК, похоже, менялась с изменениями в составе окружающей пещеру флоры и фауны. Неандертальская же ДНК появляется в полученных образцах лишь к конце этого периода. Однако представители обоих видов «оккупировали» пещеру волнами. То есть приходили и уходили, возвращаясь в нее вновь и вновь.

Так, по всей видимости, происходило до начала верхнего палеолита, когда около 45 тыс. лет назад на Алтай пришли современные люди, оставившие нашим ученым свою митохондриальную ДНК. Пришельцы жили бок о бок с неандертальцами в разных районах мира около полусотни тысяч лет, что и оставило неандертальский след в геноме современного человека.

В отличие от костных остатков неандертальцев таковых от денисовцев практически нет. И вдруг – три статьи в журнале Innovation, рассказывающие о черепе, найденном некогда в отложениях реки Cуньхуа близ Харбина. Китайцы, представившие детальное описание находки возрастом примерно 146 тыс. лет (определен по изотопам стронция и урана), дали весьма архаичному предку название Н. longi – «человек-дракон». Этот дракон, по их мнению, был не только денисовцем, но и ближе к современным людям, чем неандерталец!

На возможную связь двух видов указывает большой внутренний объем черепа. Но критики этой идеи указывают на выраженные надбровные дуги, что весьма архаично и для черепов более близких наших предков нехарактерно.

В свое время австралийский антрополог Раймонд Артур Дарт нашел в каменоломне в Южной Африке небольшой череп. Находку впоследствии окрестили «мальчик из Таунга». Ученый полагал, что это – исходное звено долгой цепи, на другом конце которой находимся мы с вами, современные люди. Дарт, чтобы подчеркнуть приоритет открытия, назвал вид, к которому принадлежал мальчик, «южная обезьяна», или австралопитек. Сегодня геномщики из Австралии участвуют в распутывании узелков плотной сети переплетающихся друг с другом видов, представители которых волна за волной уже 2,5 млн лет назад выходили из Африки и в конечном итоге заселили Сибирь, а затем, через остров Беринга, и Америку.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Возвращение королей плейстоцена

Возвращение королей плейстоцена

Андрей Морозов

Через два года генетики готовы воскресить шерстистых мамонтов, на очереди – маврикийский дронт и неандертальцы

0
12111
Каждое существо может считать себя вершиной эволюции

Каждое существо может считать себя вершиной эволюции

Андрей Ваганов

Как окружающая среда и техносфера могут влиять на изменение природы человека разумного

0
5015
Мы и наши меньшие то ли братья, то ли ангелы

Мы и наши меньшие то ли братья, то ли ангелы

Александр Ципко

О нечеловеческой благодарности бездомных кошек

0
6050
В погоне за антилопой гну

В погоне за антилопой гну

Две истории про «быть» и «казаться»

0
2889

Другие новости