Газета Печатная версия

22.06.2021 18:27:00

Новости науки

Тэги: лекарства, алкоголь, калории, неандертальцы

лекарства, алкоголь, калории, неандертальцы Мицеллы с разными нитями, переносящие молекулы лекарств.

Мицеллярный транспорт лекарств

Относительно давно химики используют для создания переносчиков лекарств и сбора углеводородов с поверхности водоемов мицеллярные (нитчатые) наноструктуры. Проблема, однако, в том, что для контроля их «загрузки» используются флюоресцентные (светящиеся) краски, которые своим химическим составом могут менять строение мицелл. Сотрудники Калифорнийского университета в Беркли и Университета в городе Пуллман, штат Вашингтон, предложили использовать мягкий рентген. Авторы статьи в журнале Nature обращают внимание на то, что излучение по-разному взаимодействует с химическими связями и, в частности, водородными, которых много в органических соединениях. Благодаря этому ученые получили возможность детально рассмотреть структуру мицеллярных частиц, по-разному рассеивающих рентгеновские лучи. В Беркли и Пуллмане использовали углеродные точки с противораковым лекарством. Ученые определили не только его концентрацию и скорость высвобождения в опухоли, но также влияние на процесс температуры и кислотности среды. Новый метод будет очень полезен при разработке новых лекарств и средств очистки не только от углеводородов.

9-10-3480.jpg
Сравнение неандертальца и человека.
Иллюстрации Physorg
Неандертальцам не хватило калорий

Ученые из Сколковского института науки и технологии вместе с коллегами из лейпцигского Института эволюционной антропологии установили, что более полумиллиона лет назад в линии предков неандертальцев и современного человека произошла мутация, определившая точку их эволюционного расхождения. Мутация привела к замене аминокислоты в ферменте лиазе, которая необходима для синтеза пурина. В норме переработка пуринов ведет к образованию мочевой кислоты, которая естественным образом выводится из организма. Ученые установили, что мутация привела к резкому снижению синтеза пуринов. Пурины в больших количествах имеются в мясе и рыбе, а также в различных бобовых, то есть в высококалорийной пище. Но у макак и шимпанзе, например, основные калории поступают с растительной пищей, зачем им более активная, чем у человека, переработка пуринов? То же можно сказать и о неандертальцах. Авторы полагают, что мутация каким-то образом изменила обмен железа в тканях наших предков, но железо необходимо для переноса кислорода и диоксида углерода.

Мозг и алкоголь

Британские ученые из Университета Уорвика вместе с коллегами из Кингз-колледжа в Лондоне, а также Шанхайского университета Фудань с помощью МРТ исследовали на уровне нейронов причины возникновения алкогольной зависимости. Внутри полушарий мозга имеются полости (желудочки), заполненные спинномозговой жидкостью, протекающей через срединный 3-й желудочек в полость под мозжечком (4-й желудочек). Последние соединены тонкой трубочкой, вокруг которой имеется муфточка центрального серого вещества (PAG – PeriAqueductal Grey). Его нейроны крайне важны для поддержания нормального иммунного статуса. Авторы статьи в журнале Science отмечают, что разделили 2000 человек из Великобритании и Ирландии, Германии и Франции с известными МРТ-сканами на группу употребляющих алкоголь время от времени и «навязчивых». Выяснилось, что употребление спиртных напитков подавляет активность нейронов PAG, то есть глубинную структуру мозга, вблизи которой расположены ядра ствола мозга, клетки которых синтезируют серотонин – вещество хорошего настроения. Ученые полагают, что им удалось выявить нейросеть, в которой рождается тяга к алкоголю. Главными в ней являются нейроны срединной, или медиальной, поверхности орбито-лобной коры. Их отростки-аксоны тянутся в PAG, активность которого и отвечает за чрезмерное питье (Compulsive drinking). Нервная регуляция проходит по двум ветвям сети, поэтому большинство людей способны пить умеренно, чего не скажешь о других, которых не удерживают ни доводы разума, ни страх наказания (таких в мировой популяции до 5%).