1
11638
Газета Печатная версия

08.06.2021 18:01:00

Реки могут быть и сухими, и мокрыми

Странные гидронимы Рязанской земли открывают историю многих дворянских родов России

Владимир Евдокимов

Об авторе: Владимир Иванович Евдокимов – кандидат географических наук, Московский городской педагогический университет, Москва.

Тэги: русский язык, гидронимы, география, реки, названия рек, рязанская область


русский язык, гидронимы, география, реки, названия рек, рязанская область Река Мокрая Полотебня использовалась в одном из вариантов системы Окско-Донских волоков.

На крайнем юго-западе Рязанской области, там, где она в единственном месте выходит к Дону, как раз за Окско-Донским водоразделом, и граничит с Тульской областью, располагаются несколько рек, в названиях которых присутствуют поясняющие дополнения «сухая» и «мокрая». К западу от Окско-Донского водораздела расположена пара рек с названиями: Сухая Тáбола и Мокрая Тáбола. Сливаясь, они дают начало р. Тáболе, которая впадает в р. Дон. К востоку от Окско-Донского водораздела расположена аналогичная пара рек: Сухая Полотéбня и Мокрая Полотéбня. Соединяясь, они образуют р. Полотéбню, далее впадающую в р. Ранову, та – в р. Проню, а р. Проня впадает в Оку. Есть также р. Сухая Кобельша, впадающая справа в р. Ранову.

Происхождение названий этих рек неясно, и попытки их объяснить неизвестны. В топонимике, научной дисциплине, проявляющейся на стыке географии, языкознания и истории, из анализа двух составляющих обычно и рождается решение третьей. В данном случае ответ на вопрос – как появились эти названия и что они означают, следует искать в географическом и историческом началах этой территории.

Географическое начало

Река может быть «сухой» в аридном климате, где-нибудь в пустынях и полупустынях. Тогда для нее существуют иные названия: в Австралии – крик, в Аравии – вади, в Средней Азии – сай. Правильнее сказать, это не реки, а сухие речные русла. Когда выпадают весьма редкие в тех местах дожди, эти русла наполняются водой, и образуется река. Дожди проходят, вода стекает, сильно изменив русло, и оно вновь становится сухим.

В средней полосе России, где осадки выпадают в течение всего года и большое значение имеет грунтовое питание, сухие русла невозможны в принципе. «Мокрой» река может быть, только если шутливо ее определить. Но шутливых названий рек не бывает.

Гидронимы вообще очень долго живут, и если река имеет название, то оно всегда отражает какое-то ее свойство, важное для тех, кто дал ей имя.

Очевидным обстоятельством, связывающим реки с названиями, в которых присутствует характеристика «сухая» и «мокрая», является расположение их в непосредственной близости к весьма узкому здесь Окско-Донскому водоразделу (см. карту).

Расположены реки на восточной окраине Среднерусской возвышенности. Хорошо заметная особенность этой территории – пологие приводораздельные участки и широкие пологопокатые придолинные участки. Речные долины в плане имеют дугообразный характер, вплоть до того, что отмечены случаи бифуркации рек (так, реки Сухая Полотебня и Мокрая Полотебня начинаются из одного болота). Питание рек родниковое, дождевое и снеговое. Благодаря близкому залеганию коренных скальных пород на реках отмечаются пороги.

Климат умеренно-континентальный, зима умеренно холодная, лето теплое, осадки выпадают круглогодично и в сумме составляют 500–550 мм/год. Природная зона – лесостепь. Она весьма продуктивна для собирательства: мед, орехи, ягоды, коренья, рыба в речках, дичь в лесных островах. Половодье происходит в апреле и длится на Оке 3–5 недель. Почвы района черноземные, благоприятные для сельскохозяйственной деятельности. По механическому составу это твердый и полутвердый суглинок, удобный для передвижения гужевого транспорта. В том числе и в дождливое время: верхний слой суглинка тогда раскисает и перекрывает доступ влаге, отчего нижележащий суглинок остается твердым, колесо телеги верхний слой «режет» и катится по нижнему.

Однако только природными особенностями территории названия упомянутых рек объяснить нельзя, хотя случаи соответствия названий рек природным особенностям здесь отмечены. Например, южнее р. Таболы располагается впадающая в Дон р. Панúка, названием своим обязанная карстопроявлениям, благодаря которым она на некоторых участках уходит под землю: «поникает», «никнет». Или чрезвычайно извилистая по той же причине р. Круглянка – «кружится».

Историческое начало

Так как названия дают люди, то объяснение загадочных названий рек следует искать в истории освоения данной территории, определенной ее географическим положением. Здесь однозначно выделяется XIV век: Москва активно развивается, устанавливает транспортные, то есть водные связи с окружающим миром. Судоходство по рекам только сплавное, во время весеннего половодья, плавсредства одноразовые. Наиболее интенсивным, по мнению историка М.Н. Тихомирова, в это время является Средиземноморское направление: в Черкасск (Дон), Кафу (Крым), Константинополь (Царьград).

Определяющую роль на этом пути играла система Окско-Донских волоков, которая начиналась от устья р. Прони, впадающей справа в Оку.

Но тут надо пояснить, что общепринятое представление о волоках как неких линейных путях, по которым путешественники сами же и перетаскивают плавсредства из одной реки в другую, не соответствуют действительности. Волок – это варианты пути, движители плавсредств и люди, обслуживающие это передвижение. Это серьезная гидротехническая система.

И здесь это была именно система. Дело тут в том, что климат в лесостепной зоне хотя и умеренно-континентальный в целом, но разнообразный по годам. Так, если продолжительность половодья на Оке составляет 3–5 недель, то на ее притоках – 8–15 дней. Подъем воды – 2–6 м. Естественно, в низовьях больше.

8-15-2480.jpg
Река Ранова (Мокрая Кобельша) в верхнем
течении у села Урусова в июле (межень).
Опоры автомобильного моста помогают легко
представить, как выглядела река во время
весеннего половодья, когда вода поднималась
более чем на 2 метра.  Фото автора
В Средние века на Окско-Донском междуречье леса занимали более 70% территории. Сейчас только до 30%. Леса аккумулировали больше влаги в форме снега, таял он дольше. Менялись по годам водность рек и характер русла, появлялись и исчезали препятствия (например, пороги). Иной могла стать и безопасность плавания. Это значит, что варианты использовались год от года разные, так как путешественники считали затраты и живо представляли – как выгоднее, как легче, и, понимая принцип разумной достаточности, шли по наименее затратному пути.

Потому-то и некорректно рассматривать волок как линию, а корректно – как широкое направление: всегда возможны варианты. Таких вариантов на Окско-Донском волоке выделяется не менее пяти: от Рясского волока на юге (по которому Иван Грозный отправлял в обратный путь турецкого посла Алакоза) до – через верховья р. Прони и Шат-озеро (там, где впоследствии Петр I построил для связи Оки и Дона Ивановский канал).

Движение осуществлялось на стругах (больших плоскодонных плавсредствах, управляемых веслами) или насадах (это струги с наращенными бортами). Для знатных гостей на корме устраивались чердаки.

Маршрут был такой. В апреле, в высокую воду, вниз по Москве-реке до впадения ее в Оку, затем по Оке до устья впадающей в нее справа р. Прони. Оттуда верх по Проне струги тянули лошадьми до верховий рек (вот тут и есть пять вариантов пути). Там на удобных для этого участках пойм струги ставили на колеса, поднимали лошадьми на водораздел по пологим склонам или даже по подготовленным пандусам, перевозили на Дон, вновь спускали на воду и сплавляли вниз по течению до Черкасска (ныне – станица Старочеркасская) или Азова. Там продавали товары, разбирали струги на доски и дрова и тоже продавали. Далее в зависимости от целей плавания либо покупали лошадей и на них возвращались, либо плыли в Кафу (ныне – Феодосия) или Константинополь уже на морских судах.

Очевидно, что волок как транспортную систему надо было содержать: строить и поддерживать в рабочем состоянии дороги, пандусы; иметь колеса, телеги, орудия труда (рычаги, ворот и пр.), ремонтную базу; следить за состоянием рек, выбирать варианты перемещения, охранять и, главное, содержать и использовать лошадей как тягловую силу, без которой перемещать вверх по течению плавсредства невозможно.

Кто это делал?

Татары

Объяснению феномену татар, оказавшему на русскую историю колоссальное влияние, здесь не место, но необходимо отметить такое явление, как выход татар на Русь. Когда татарская орда как воинское подразделение становилась уже по возрасту неспособной ни к дальним переходам, ни к жестким боям, она отправлялась искать службы в русские княжества. Особенно ярко это явление отмечено именно при выходе татар в Рязанское княжество. Естественно, выходили татары не поодиночке, а всей ордой (говоря современным языком – ротой) во главе с мурзой (командиром).

8-15-3-650.JPG
Приводораздельная часть Окско-Донского междуречья – территория зимнего выпаса
лошадей во времена существования Великого княжества Рязанского.  Карта
составлена В.И. Евдокимовым






























 
Самый известный выходец, как сообщают летописи, «Солохмир Мирославич, а по крещении названный Иоанном, выехал к Великому князю Ольгу Рязанскому в 1371 году из Большия Орды. Великий князь отдал за него в супружество сестру свою родную Настасью Ивановну и пожаловал ему вотчины». Конечно, мурза Солохмир вышел не сам по себе, а в сопровождении своей орды. Потомки Солохмира – известный род дворян Апраксиных.

Во время княжения сына Олега Ивановича, Федора Ольговича, в Рязанское княжество из Большой орды вышли: Кичи-бей – по крещении назван Василием, дворянский род Коробьины; Кичи-бей – по крещении Селиван, дворянский род Селивановы; Батур – по крещении назван Мефодием, дворянский род Петровы–Соловово; Шат – крещен Иоанном, дворянский род Измайловы; Таптык – крещен Даниилом, дворянский род Таптыковы… Самый известный уроженец здешних мест, Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский, – потомок вышедшего из орды мурзы Каркадына.

Татары крестились, женились и несли службу, в том числе содержали Окско-Донские волоки, так как умели служить, то есть были дисциплинированными, самостоятельными, умелыми и ответственными.

Полотебня

С выходившими в Рязанское княжество татарами здесь появилась и лошадь – животное умное, полезное, но капризное, требующее постоянной заботы. Местные жители лошадей не имели, так как занимались в это время главным образом собирательством, а земледелие находилось на уровне подсечно-огневого.

Татарские лошади были небольшими, неприхотливыми и круглый год находились на подножном корму (как нынешняя якутская лошадь). Зимой они копытили снег и поедали зимующую под ним траву. Такой вид выпаса лошадей хорошо известен и сейчас (в Казахстане, Монголии), он называется тебеневать, а зимнее пастбище, согласно словарю В.И. Даля, называется тебенёвка. Слово это происходит от тюркского слова тебин, означающее пастбище под снегом и от частого употребления приобретшее вполне русское звучание. Промежуточной или местной формой слова тебин и стало слово тебня. А слово поло есть слово, обозначающее в различных славянских языках поле и все, что с ним связано. Таким образом, р. Полотебня – это гидроним славянско-тюркского происхождения, означающий «поле зимнего выпаса лошадей».

Разумеется, речь идет не о самом русле реки, а о пойме. Да, название давалось не реке, а пойме – ежегодно заливаемой во время половодья части долины, и уже от поймы перешло на реку. Очевидно, что Мокрая и Сухая Полотебня обозначают поля зимнего выпаса различной увлажненности и, следственно, различной продуктивности. Это толкование подтверждается и современным состоянием долин рек: долина Сухой Полотебни менее увлажнена, нежели долина Мокрой Полотебни, что с очевидностью показывает местная растительность.

Тaбола

Название рек Сухая и Мокрая Табола фактически также говорит о зимнем выпасе лошадей, о том, что в долине Мокрой Таболы было зимой более влажно, отчего и трава под снегом сохранялась более сочная, нежели в долине Сухой Таболы. Произношение табола следует признать просто русским разговорным вариантом когда-то, через другие варианты пришедшего сюда тюркского слова тебин.

К месту необходимо напомнить, что названия объектов и предметов даже в век всеобщей грамотности меняются (переносится ударение, меняется род слова, требуемый предлог – много существует незаметных, часто неучтенных способов жизни языка), поэтому их ретроспективный анализ чрезвычайно интересен. Вот есть в Сибири прямо проходящая по теме статьи река Тобóл (приток Иртыша) и расположенный на ней город Тобóльск – так ли они назывались всегда? Оказывается, нет.

Любопытный анализ почтовых штемпелей города Тобольска, проведенный известным филателистом Львом Сафроновым, показал следующее. В 1786 году писалось Таболск, в 1803–1821-м – Таболскъ (с рукописной пометой Тобольскъ), в 1823-м – Тобольскъ, в 1860-м – Тобольск, с 1843-го устоялось название Тобольскъ. Отсюда следует простой вывод. Только в начале XIX века – а именно условно с 1820 года – название реки Тáбола (от которой и город Тáболск) поменяло женский род на мужской, и она стала именоваться Тобóл, а город, соответственно, Тобóльск. Окончательно перемены завершились к середине XIX века.

Сухая Кобельша

Река Сухая Кобельша прямо указывает на «лошадиные» корни: кобéл – самец лошади, кобыла – самка.

Слово кобел в современном русском языке сохранилось только в грубой форме: «Куда прешь, кобёл!» или «Ну, ты кобёл!» То есть слово кобел (кобёл) обозначает что-то большое, наступающее, ломающее и примерно соответствует понятию «слон в посудной лавке». Осталась и поговорка «Черного кобела не отмоешь добела». Ее смысл состоит в предопределенности, с которой бессмысленно бороться. Как ни старайся, как ни мой своего черного коня, белым (то есть главным, имеющим сакральное значение, таким, на котором, например, царь Александр I въехал в Париж, а маршал Жуков принимал Парад Победы), он не станет. (Вульгарное произношение поговорки «Черного кобеля не отмоешь добела» происходит от бездумности: и рифма, ля–ла, не для многократно проговоренной поговорки, и собак на Руси никогда не мыли, а вот лошадей – мыли.)

По-видимому, Кобельш было тоже две: Сухая Кобельша, та, что сейчас правый приток Рановы и Мокрая Кобельша, та, которая сейчас – Ранова выше впадения Сухой Кобельши. Если названия Сухая и Мокрая Кобельша дали татары, имея в виду зимний выпас лошадей, то название Ранова пришло от ее низовьев вместе с путешественниками, пользовавшимися волоком в направлении: от Оки вверх по Проне, затем вверх по Ранове до места впадения р. Сухая Кобельша и далее вверх по Мокрой Кобельше, которая и оставалась для них, шедших снизу, Рановой. А Сухая Кобельша рассматривалась лишь как бесперспективный для дальнейшего движения приток.

Особенность данной территории (то есть содержание системы волоков), породившая такие необычные названия, рассматривалась и ранее. Так, по мнению здешнего уроженца, В.П. Семенова-Тян-Шанского, именно здесь, на Окско-Донском междуречье, служилые татары и получили впервые в истории наименование казаков. Затем это название, казак, вместе с путешественниками спустилось вниз по Дону и стало общим для живших там черкас, бродников и др.

К сожалению, эта часть Окско-Донского междуречья мало рассматривается современными исследователями. Между тем она с очевидностью содержит много скрытых местной топонимией ответов на вопросы истории и географии, значимые не только для Рязанской земли, но и для всей России. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В начале были реки

В начале были реки

Отечественное судоходство от Петра Великого и далее

0
5247
Явка с повинной и чистосердечное признание депутата Затулина

Явка с повинной и чистосердечное признание депутата Затулина

Константин Затулин

0
23622
За лучшее будущее для детей приезжих проголосовали 409 депутатов

За лучшее будущее для детей приезжих проголосовали 409 депутатов

Иван Родин

Поправками в закон об образовании Госдума протестировала взаимоотношения с правительством

0
4497
Госдума проламывает закон о защите школ от детей мигрантов

Госдума проламывает закон о защите школ от детей мигрантов

Иван Родин

0
3473

Другие новости