0
4460
Газета Печатная версия

09.03.2021 22:25:00

В чем заключается материнская любовь с точки зрения молекулярной биологии

Нет разницы между болью физической и душевной

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Лалаянц- кандидат биологических наук.

Тэги: биология, анатомия, мозг


биология, анатомия, мозг «Груз» радиусом 250 нанометров (нм) и красный хвост кинезина длиной 50 нм.

Всего важнее и страшнее для человека и животных – боль. Мэри Уок издала в 1990 году в Пенсильванском университете Филадельфии книгу, озаглавленную «Любовная боль в Средние века». На книгу, в которой анализировались тексты средневековых исповедей, обращал внимание журнал Ancient Origins. Еще через 15 лет сотрудники Университета в г. Стоунибрук (США) обследовали 10 женщин и 7 мужчин 18–26 лет, находившихся в романтических отношениях от 1 до 17 месяцев. Результаты свидетельствовали о вовлечении в процесс областей мозга с высокой концентрацией дофамина. Это вещество вырабатывается в глубинах мозга и необходимо для поддержания жизнеспособности нейронов, контролирующих движения (нехватка дофамина приводит к болезни Паркинсона).

Дофамина много в подкорковых структурах мозга, регулирующих мышечные сокращения. Кроме того, дофамин контролирует состояние нейронов прилегающего ядра n. Accumbens, считающегося центром наслаждений. Через пару лет данные американцев были подтверждены в Университетском колледже Лондона, где обратили внимание на области с повышенным содержанием окситоцина, отвечающего в том числе и за материнскую любовь. МРТ показал большое содержание окситоцина в эмоциональной сфере переднего отдела поясной-лимбической коры (АСС – Anterior Cingulate Cortex), орбито-лобной (ORF) и других корковых и подкорковых образованиях мозга (FEBS).

Что же касается боли физической, то в последние десятилетия ученые довольно полно описали ее генетические основы. Было выяснено, что болевые импульсы, генерируемые белком Р (англ. Pain – боль), поступают в головной мозг через задние столбы спинного мозга. Их звездообразные клетки глии (астроциты) белого вещества принимают самое активное участие в проведении сигналов боли. На поверхности болевых нейронов молекулы связываются с белковыми рецепторами, инактивируемыми опиоидами. В норме боль, как и другая сенсорика, довольно быстро подавляется нейронами, синтезирующими молекулярный ингибитор – молекулы ГАМК (гамма-аминомасляной кислоты). Это вещество используется для введения человека в терапевтическую кому). Она подавляет проведение возбуждающих ионов по каналам протеинов, встроенных в мембрану «болевых» нейронов. Сегодня выявлены мутации подобных каналов, в результате чего люди не испытывают боли.

Подавлению боли способствовал, по мнению античных греков, бог Морфей, отсюда название мощного болеутоляющего алкалоида макового сока морфина, повергающего страдальца в сомнамбулу, сон. От сочетания двух слов произошло название приносящего сон мака – Papaver somniferum. Но растительные алкалоиды приносят лишь временное облегчение, к тому же к ним быстро развиваются привыкание и зависимость. Поэтому ученые и молекулярные фармакологи ведут интенсивные поиски противоболевых средств, не обладающих побочными эффектами. Одним из них является пропофол, механизм действия которого недавно был успешно раскрыт.

3-13-3480.jpg
Свечение астроцитов спинного мозга,
модулирующих чувство боли. 
Иллюстрации Physorg
Проведение импульса требует доставки к нему молекул нейромедиатора (трансмиттера). Эту функцию обеспечивают моторные белки, в частности кинезин. Расщепляя АТФ, кинезин обеспечивает получение энергии для последовательного передвижения по микротрубочке, идущей внутри нервного отростка (аксона). К хвосту кинезина прикрепляется пузырек-везикул с нейротрансмиттером.

И здесь вступает в действие пропофол, действие которого блокирует ферментативную активность головок кинезина. В результате приостанавливается транспорт везикул с нейротрансмиттерами. Из этого можно сделать вывод о том, что нет разницы между болью физической и душевной и все зависит только от содержимого пузырьков.

В качестве доказательства можно вспомнить депрессию, развивающуюся на фоне нехватки серотонина или недостаточности его рецепторов, что доводит людей с мутациями соответствующих генов до попыток суицида. Одно из средств борьбы с нарастанием депрессии – лекарства, задерживающие серотонин в синаптической щели. К сожалению, люди издревле стимулируют себя с помощью различных веществ, в том числе и добываемых из листьев коки. Их алкалоид подавляет активность белкового транспортера, доставляющего молекулы дофамина в нейроны. В результате дофамин задерживается на целых 100 секунд, порождая чувство кайфа. Но столь долгое действие дофамина перевозбуждает нервные клетки, они гибнут. n


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Чему и как учить детей в мире нейросетей

Чему и как учить детей в мире нейросетей

Елена Герасимова

Интернет-мир ставит перед системой образования экзистенциальные вопросы

0
11293
Могут ли думать организмы, лишенные мозга

Могут ли думать организмы, лишенные мозга

Виталий Антропов

Как Вселенная экспериментирует с мыслящей материей

0
26317
Метеоритные удары по планете не прошли даром

Метеоритные удары по планете не прошли даром

Игорь Лалаянц

Катастрофизм в истории возникновения жизни на Земле играл далеко не последнюю роль

0
22565
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
3497

Другие новости