0
7093
Газета Печатная версия

09.02.2021 18:21:00

Они не с Сириуса, они – с Земли

Тэги: история, антропология, выставка, культура


история, антропология, выставка, культура Сюжет «Путешественники» довольно широко распространен в искусстве догонов. Адам Сагара. Женщина и мужчина верхом на лошади. Республика Мали. Ок. 1980 г. Дерево, резьба. Частная коллекция. Экспонат выставки. Фото автора

Как их только не называли: и «пришельцы с Сириуса», и «повелители Сириуса», и «пленники Сириуса». Теперь вот – «Дети дождя». И все это правильно. И все это – про один из интереснейших народов тропической Западной Африки, догонов. Сириус – одна из ближайших к Солнцу звезд, всего-то 8,6 световых лет. В космогонии догонов описаны мифы, связанные с этой звездной системой. Как догоны попали на Землю из системы Сириуса, неизвестно. Зато известно, как был создан сам этот миф. Вернее, как этот миф стал мемом – с легкой руки французского антрополога, первого исследователя культуры догонов, Марселя Гриоля, который в 1938 году опубликовал книгу «Бог воды. Беседы с Оготеммели». Житель Нагорья Бандиагара (фр. Плато догонов) Оготеммели был единственным, кто знал французский язык.

«На деле, однако, «повелители Сириуса» оказались скорее его пленниками, потому что легенды об их вымышленном могуществе оставили в тени подлинное величие этой удивительной культуры», – отмечает Дарья Ванюкова, куратор выставки «Дети дождя: ногом, теллем и догоны», открывшейся в Государственном музее Востока в Москве. Почему «дети дождя»? Жизненный цикл догонов очень тесно привязан к количеству осадков, которые накапливаются в водоемах плато. Основа выставки - предметы искусства древних и современных этносов, проживающих в окрестностях Нагорья Бандиагара (Республика Мали) с X–XII веков: ногом, теллем и догонов. Все предметы искусства и ремесла, а их более 30, экспонируются впервые. «Патина от жертвоприношений» – запись в этикетаже многих из них интригует. Но и тут все объясняется вполне рационально. Максимум на эти ритуальные фигурки проливали во время обрядов кровь курицы, чаще – просто воду. Отсюда и патина.

В основном экспонаты датируются XIX–XX веками. Но есть и суперраритеты – X–ХVI века. И здесь надо сказать еще об одной особенности экспозиции. Возраст восьми скульптур был установлен методом радиоуглеродного анализа учеными из Института географии РАН. На западе этот метод применяется в музейном деле с 1990-х годов. Радиоуглеродные исследования памятников традиционного искусства догонов, а также их предшественников, этносов ногом и теллем, – это наиболее надежный способ датирования. Он позволяет выявить предметы современного (после 1950 года) и исторического происхождения. Датирование предметов проводилось с применением ускорительной масс-спектрометрии, что позволяет датировать образцы массой в несколько миллиграммов. Таким образом, взять образец для датирования можно, практически не нарушая целостности предмета искусства.

Выставка приурочена к пятилетию работы российской научно-исследовательской экспедиции Института востоковедения РАН при участии Государственного музея Востока в Республике Мали.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Всевышний всех расставил по местам

Всевышний всех расставил по местам

Александр Балтин

К 55-летию поэта, переводчика и критика Максима Амелина

0
1671
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
8833
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
10611
Всесветный Новый год

Всесветный Новый год

Олег Мареев

Подарок на этот чудесный праздник всегда должен быть «аналоговым»

0
12732

Другие новости