Газета Печатная версия

22.09.2020 18:13:00

Давно известные клетки мозга оказались эффективными помощниками иммунитета

Клей для защиты мозга

Об авторе: Игорь Лалаянц- кандидат биологических наук

Тэги: биология, медицина, иммунитет, мозг

12-13-3350.jpg
Зеленые иммунные клетки перемещаются
к месту поражения роговицы и хрусталика.
Иллюстрация Physorg
Со школы мы знаем, что у амебы есть так называемые ложноножки (псевдоподии). Но подобного рода органеллы образуют и клетки. Отростки есть у макрофагов и дендритных клеток, в мозге у клеток микроглии, улавливающей бактерии и вирусы. Клетки выпускают отростки, чтобы обрести мобильность, например при заживлении ран. Способны срываться с места и клетки аномальные, что приводит к метастазированию.

Уже после первого этапа массового взятия анализов на предмет выявления антител к SARS-CoV-2 в крови людей выяснилось, что они есть у 14% москвичей. Это вселяет надежду на формирование коллективного иммунитета против коронавируса, приход которого в мир показал, как мало мы знаем об иммунной системе. Статистика нынешней пандемии пугает тревожными цифрами, при этом забывается, что ВИЧ унес 30 млн жизней, но с ним как-то свыклись, хотя только в РФ – миллион инфицированных. Да, ВИЧ не передается воздушно-капельным путем и защититься от него довольно просто. Можно сказать, что ВИЧ наряду с трансплантологией дали толчок развитию молекулярно-клеточной иммунологии. Будем надеяться, что пандемия COVID-19 будет еще больше способствовать прогрессу биомедицины.

Это крайне необходимо для понимания нейробиологии и процессов, приводящих, в частности, к нейродегенеративным заболеваниям – болезни Альцгеймера и рассеянному склерозу. Они развиваются в результате аутоиммунной атаки на оболочки нервных отростков, что и приводит к обездвиженности. В мозгу помимо нейронов (серого вещества) имеются и клетки белого «клея», или глии. Они образуют оболочки аксонов, разрушаемые при рассеянном склерозе. Клетки микроглии с их многочисленными отростками являются иммунными резидентами мозга. Они участвуют в переработке амилоида (пептида, или цепочки аминокислот), бляшки которого в случае болезни Альцгеймера,губительно действуют на нейроны.

Группа ученых из Центра нейронаук в г. Лейа (Испания), Лейпцигского университета и Института экспериментальной медицины в Будапеште представили в журнале J. Neuroscience результаты исследования открытой ими новой функции микроглии. Известно, что память формируется благодаря образованию новых нейронов в гиппокампе, лежащей на нижней поверхности височной доли. Авторы статьи выяснили, что микроглиальные клетки очень важны для нейрогенеза (рождения нейронов) и служат локальным сенсором нейронной смерти.

А журнал Science представил данные, полученные в Университете г. Чжецзяня (КНР). Китайские ученые показали, что микроглия необходима как для формирования памяти, так и для забывания, активно «изничтожая» синапсы – точки межнейрональных контактов. Делает это микроглия с помощью… комплемента, то есть белка неспецифической иммунной защиты (по его появлению ставят, например, диагноз сифилиса – реакция Вассермана). Вот такой неожиданный поворот иммунно-глиальной биологии.

Еще одно открытие сделали сотрудники Университета Томаса Джеферсона (США), озаглавившие свою статью в J. FASEB – «Иммунный ответ в хрусталике после повреждения роговицы». До них считалось, что в роговицу и хрусталик сосуды не врастают, чему препятствуют белки ангиостатины (блокирующие действие ангиогенинов). Сосуды не растут – роговица и хрусталик остаются прозрачными, что вполне понятно, но считалось также, что в них не проникают и иммунные клетки. Однако в университете доказали, что проникновение иммунных клеток происходит, мало того – без них невозможна регенерация роговицы.

Постоянно возникающие аномальные клетки уничтожаются клетками иммунного надзора. Журнал EMBO J. опубликовал статью молекулярных биологов Копенгагенского университета и колледжа в Ганновере (шт. Нью-Хэмпшир, США), которые показали, что иммунная атака осуществляется и путем воздействия на клеточные ферменты. Главный из них – протеинфосфатаза (РР2А). Она присоединяется к протеазе ADAM (расщепляющей протеиновые волокна клеточной подложки), чем резко снижает клеточный рост и размножение.

Вполне возможно, что в Копенгагене и за океаном открыли путь для разработки нового подхода к иммунотерапии клеточных разрастаний.