0
7738
Газета Печатная версия

21.01.2020 18:38:00

Болезни, которые мы унаследовали от неандертальцев

Эпидемиологическая история человечества еще полна загадок

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Эруандович Лалаянц – кандидат биологических наук.

Тэги: медицина, болезнь, эпидемиология


медицина, болезнь, эпидемиология Вирус гриппа с голубыми гемагглютининами оболочки и красными молекулами фермента нейраминидазы. Иллюстрация Physorg

К потерям Первой мировой войны, ужаснувшим Европу, добавились миллионы жертв инфлюэнцы – эпидемии гриппа. Болезнь, вызванную, по рассуждениям астрологов, влиянием неблагоприятного расположения планет, называли также испанкой, хотя эпидемия началась скорее всего во Франции. Именно туда из-за океана прибыли подкрепления на фронты Первой мировой. Напомним, что в свое время матросы Колумба оттуда же привезли болезнь «истечения удов», названную итальянцами в память о пастухе Сифилусе. Считается, что американцы привезли свой вирус «флу», к которому не было иммунитета в Европе, а к себе обратно европейскую заразу.

Ситуация повторилась примерно через 40 лет, когда новая пандемия, хотя и с меньшими жертвами, вспыхнула после начала реактивного авиасообщения через океан. В связи с этим вспомнили эпидемии оспы, привезенной испанцами и португальцами в Южную Америку то ли с Пиренейского полуострова, то ли с рабами из Африки. Пострадали колонизуемые народы и от занесенного из Европы туберкулеза.

Можно много рассказывать о географии эпидемий и эндемичных болезней в историческое время. Например, о той же чуме, посещавшей Афины после завоевания их персами (возможно, что это была и не чума). К стенам Константинополя в VI веке ее принесли пришедшие из далекого Булгара кочевники. Затем вторая, еще более мощная эпидемия захватила Европу в середине ХIV века (печально знаменитая «Черная смерть»). Лишь в конце ХIХ века француз Александр Йерсен открыл в Гонконге чумного возбудителя, названного в его честь Yersinia.

Между тем уже наши далекие предки волна за волной бежали с Черного континента от местных болезней. В результате представители вида Homo erectus (человек прямоходящий) оказались в горах Грузии, а питекантропы – в пещерах Пекина и Индонезии.

Со времени появления датировок костных остатков неандертальцев в пещерах Межмайская на Кубани и Балканах, Германии, Бельгии, Испании и Франции, а также предков современных людей, антропологи пытаются решить загадку быстрого если не сказать мгновенного, исчезновения неандертальцев в Европе. В разные годы появлялись, например, гипотезы «умственной отсталости» боковой ветви развития человека и каннибализма.

1-12-7350.jpg
Две популяции разных видов людей,
разделенные барьером-стеной. «Зеленые»
неандертальцы справа. После падения
стены их контакт привел к весьма печальным
 последствиям.  Иллюстрация Physorg
ДНК двух неандертальцев, живших в Бельгии и Германии, прочитанная в Институте эволюционной антропологии Лейпцига, доказала, что представители их вида жили в Европе на протяжении не менее 80 тыс. лет. Журнал Nature сообщал, что неандертальского ребенка, родившегося в Бельгии, мать кормила молоком всего семь месяцев, что не способствовало послеродовому развитию мозга. Возможно, что это не способствовало также и развитию иммунной системы. По крайней мере на это предположение наталкивают результаты, полученные в Стэнфорде.

Относительно давно известно, что представители анатомически и физиологически современного человека не гнушались «браков» с неандертальцами (а те, в свою очередь, – по крайней мере в Денисовой пещере на Алтае – с мужчинами-денисовцами, часть ДНК которых обнаруживается в геномах полинезийцев). По разным оценкам, наши геномы несут от 2 до 4% неандертальской ДНК. Но никто не знает, что стало с унаследованными нашими предками неандертальскими генами.

С точки зрения межвидовых контактов очень интересны пещеры Леванта, то есть восточного побережья Средиземного моря. Левант стал своеобразным рубежом на пути современных людей из Африки. Они 130 тыс. лет «топтались» там, прежде чем проникнуть в Европу по долинам рек, и в частности Дуная. Что же не давало современным людям пересечь Босфор и Дарданеллы или мигрировать по островам Эгейского моря?

В Стэнфордском университете полагают, что уж очень тяжким было бремя тропических инфекций, вынесенных предками современных людей из Африки. Это привело к асимметрии заболеваемости людей, вышедших из Африки, и европейских неандертальцев. Об этом пишет журнал Nature Communications. Ученые университета смоделировали возможную динамику развития инфекций, в ходе которой современные люди быстрее накапливали защитные иммунные аллели (варианты генов) против инфекций умеренных широт. И в конечном итоге неандертальцы оказались попросту беззащитными перед совокупностью возбудителей – африканских и европейских. Это и предопределило их быстрое вымирание.

Нечто подобное случилось спустя многие тысячелетия, когда европейцы ринулись завоевывать Африку и Азию. Их города не вышли за пределы побережья двух океанов и отдельных горных плато. Задолго до колонизаторов с теми же проблемами столкнулись и греки, и римляне, колонии которых находились по берегам нынешних Ливии, Туниса и Алжира. Возможно, однако, что 50–40 тыс. лет назад что-то случилось с климатом и это позволило «левантийцам» устремиться на просторы континентальной Европы.

Но предкам современных людей могли помочь мутации каких-то возбудителей. Именно это, на фоне изменения климата, случилось в 2002 году с белополосными тюленями Северной Атлантики, после чего вирусная инфекция перекинулась на каланов Аляски. На протяжении 15 лет наблюдений была отмечена смерть многих тысяч животных, связанная с выявленным вирусным вторжением. Теперь надо разбираться, была ли причиной повышения вирулентности мутация вирусного генома или… пластиковое загрязнение северных регионов двух океанов.

Так что причина вымирания неандертальцев представляет собой не только академический интерес, оторванный от жизни.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Дислексия – почерк цивилизации

Дислексия – почерк цивилизации

Антон Зверев

Когда буквы выходят на охоту за учениками

0
4489
Травинки продолжают говорить

Травинки продолжают говорить

Ольга Василевская

Состоялась восьмая серия семинара «Этап роста»

0
363
2. Первый пациент получил препарат для лечения болезни Бехтерева

2. Первый пациент получил препарат для лечения болезни Бехтерева

Лекарство помогает полностью остановить патологический процесс, не подавляет иммунитет и не вызывает привыкания

0
17633
Кому в России потреблять хорошо

Кому в России потреблять хорошо

Анастасия Башкатова

Фрукты, стоматолог и своя комната у каждого члена семьи – россияне описали, что такое режим "Комфорт"

0
3442

Другие новости