0
5368
Газета Печатная версия

12.03.2019 18:14:00

Эйнштейн в трех лицах

Как скульптор Коненков создавал портрет великого физика

Рэй Гаванов

Об авторе: Рэй Гаванов

Тэги: культура, искусство, скульптура, эйнштейн, портрет


52-15-1.jpg
С.Т. Коненков. Альберт Эйнштейн. Гипс. 1935.
Мемориальный музей «Творческая мастерская
С.Т. Коненкова», Москва

Учитель Пифагора, древнегреческий философ Ферекид Сиросский, не уставал повторять своему ученику: «Помни: путешествия и память суть два средства, возвышающие человека и открывающие ему врата мудрости». А святому Августину приписывают слова: «Мир – это книга. И кто не путешествовал по нему – прочитал только одну страницу»...

Все эти максимы непосредственно относятся к выставочному проекту, который организуют мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т. Коненкова» и Архив Российской академии наук (АРАН). 4 апреля в мемориальном музее «Творческая мастерская С.Т. Коненкова» открывается выставка «Перекрестки творческих дорог». В экспозиции творений великого русского скульптора будут представлены пастели юного художника Димы Шеина и портретные работы академика Российской академии художеств и члена-корреспондента Российской академии наук Александра Толстикова.

Своеобразной точкой сбора, в которой соединились три художника, разделенные, казалось бы, и поколенческими, и даже временными рамками, стала личность физика Альберта Эйнштейна. Завтра, 14 марта, исполняется 140 лет со дня рождения выдающегося физика-теоретика. Архив РАН впервые продемонстрирует факсимильную копию графического оригинала автопортрета Альберта Эйнштейна, хранящегося в его фондах. На обратной стороне этого автопортрета – аккуратные математические выкладки, написанные рукой Эйнштейна. Почти без поправок. (Оригинал по понятным причинам затруднительно экспонировать вне стен архива.) Работники АРАН обращались к физикам с вопросом, что значат эти записи. Но пока понять это не удалось. Здесь же представлен и гипсовый портрет Эйнштейна, который Коненков выполнил в 1935 году. А Дима Шеин, уже в 2019 году, сделал пастельный портрет Альберта Эйнштейна с оригинала С.Т. Коненкова.

52-15-2.jpg
Альберт Эйнштейн. Автопортрет.
Б., цв. кар. 1943. Собрание
Архива РАН, разряд V, опись
№ 3-э, д.1 а, л. 9.

Выставка посвящена теме путешествий в жизни творческих людей, путешествий, без которых невозможно познание окружающего мира и освоение достижений культуры – основы развития художника любого уровня, от великих до начинающих свой путь в изобразительном искусстве.

«Счастливое время, незабываемая пора!» – так сказал Коненков о своем первом путешествии. Дороги, которые проходит художник, все его путешествия – источник вдохновения и творческих впечатлений, значительная часть его мировосприятия, часть его внутренней метафизической «карты памяти».

В своих воспоминаниях Сергей Тимофеевич Коненков так рассказывает о встречах в Америке с Альбертом Эйнштейном: «Огромная грива волос (Эйнштейн шутил: «Если бы не волосы, я не был бы так знаменит»), мешковатый костюм, негаснущий костер мыслительной работы в близоруких глазах. Чувство юмора никогда не оставляло его. Вслед эмигрировавшему в Америку Эйнштейну из фашистской Германии пришло известие, что фюрер обещал за его голову 10 тысяч марок.

– Я не знал, что моя голова стоит так дешево, – с горькой иронией заметил Эйнштейн.

52-15-3.jpg
Оборот автопортрета Эйнштейна
с его записями.
Собрание Архива РАН

Над портретом Эйнштейна я работал в нью-йоркской мастерской и в скромном уютном домике ученого в Прингстоне.

В доме Эйнштейна низкие потолки, окна выходят в сад. В кабинете – книги, кресло, письменный стол, электрические часы. Когда стрелка приближалась к двум часам, Эйнштейн вставал, клал на стол свой карандашик и говорил:

– Надо идти. Я уважаю свой труд и труд тех, кто готовил нам обед.

А как умел гениальный ученый извлекать из каждого отпущенного ему судьбою дня максимум радости! Вся его жизнь озарена духом творчества, восторга перед чудом, имя которому – жизнь человеческая.

Это патетическое, жизнелюбивое начало и было камертоном в работе над портретом Эйнштейна. Меня интересовал прежде всего характер этого человека; соблюдение документальности в работе над портретом представлялось не самым важным».

Юному экспоненту Диме Шеину повезло. В свои девять лет он уже «прочитал» добрую сотню страниц удивительной книги странствий. Вместе со своими родителями и старшим братом он успел побывать во многих городах Западной и Северной Европы, Юго-Восточной Азии, в Сан-Франциско.

52-15-4.jpg
Дмитрий Шеин. Парфенон. Б.,
пастель. 2019.

«Самой любимой страной для Димы была и остается Италия, а Рим, Венеция и Флоренция – теми благословенными местами, куда он возвращается почти каждый год, – отметил в беседе с «НГ» Александр Толстиков. – В своих путешествиях Дима много внимания уделяет любимому занятию – рисованию с натуры и фотографированию памятников архитектуры. Он работает в сложной и очень тонкой технике пастели, требующей точного глаза и уверенной руки. Маститые художники и искусствоведы не раз отмечали незаурядное мастерство мальчика в венецианских пастелях. В них – профессиональное понимание цвета, формы, композиции. Диме удается остановить внимание на главном – внести особенную поэтичность и образность в свои работы».

 

52-15-8.jpg
Дмитрий Шеин. Венеция.
Малый мост Риальто. Б., пастель.
2018.

Сам Александр Толстиков представил на выставке портрет своего коллеги, художника Димы Шеина, написанный в 2018 году. Как будто в символическом кристалле-тетраэдре объединились четыре персонажа выставки. Эффект получился совершенно необычный. Грани этого тетраэдра не просто существуют каждая сама по себе, но они взаимодействуют, перекликаются. Вот, например, как Сергей Коненков вспоминал о своих итальянских путешествиях.

«Милан. Пораженные величием архитектуры Миланского собора, мы с Клодтом часами рассматриваем его изумительные каменные узоры.

Отправляемся в монастырь Санта-Мария делла Грация, чтобы в трапезной палате монастыря доминиканцев увидеть «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. Нам привелось видеть это гениальное творение великого Леонардо изрядно попорченным. Еще в начале века полотно повредили наполеоновские солдаты, бывшие на постое в доминиканском монастыре Марии Милостивой. «Тайная вечеря» оставила в моем сознании глубокий след. Необычайно выразительными показались мне фигуры и лица апостолов…

52-15-5.jpg
Александр Толстиков. Портрет
Димы Шеина. Холст, масло. 2018.
Фото предоставлены
организаторами выставки
Ватикан – громаднейший музей скульптуры и живописи. Целый месяц мы изучали эту уникальную коллекцию. Собственность Ватикана – беломраморный «Бельведерский торс» поразил меня пугающими возможностями человеческого гения. Это был безусловный шедевр мирового значения. Бесполезно пытаться передать в словах божественную красоту форм мраморного торса – это надо видеть. Счастлив художник, удостоившийся видеть творение высокой эллинской школы». (С.Т. Коненков. Мой век. М., 1971).

И совершенно необычно воспринимается изумительная пастель Димы Шеина «Парфенон», если опять же соотнести ее с путевыми заметками Сергея Коненкова.

«Начало смеркаться. Очарование Грецией все увековечивалось. В порт Пирей пароход входил утром. На душе светлая радость, вместе с тем точно какое-то недоумение… неужели мы и в самом деле в часе езды от Афин, от Акрополя, от священных развалил Парфенона? Да, это так. Они совсем близко. Вот они!.. Смотрю, и так странно, так непохоже все на виденное раньше на фотографиях и рисунках. Акрополь вовсе не белый, а розовый в солнечных лучах, пожелтевший от времени. В окружении гор, в лазурной синеве руины Парфенона словно сказочное виденье, ставшее между небом и землей. Колонны храма так грациозны, что их стройность пробуждает во мне ощущение встречи с совершенной гармонией.

Вдали виден Олимп. Я подумал: древние греки, поселив своих богов на Олимпе, выбрали для них самое красивое место на земле!..

Через Пропилеи мы взошли к Парфенону, который был украшен Фидием. Здесь когда-то стояли монументальные статуи его работы. Они навсегда сохранились в благодарной памяти человечества... В торжественном женском образе мифологической богини Афины Паллады, покровительницы Афин, Фидий выразил единство мудрости и телесной красоты. Статуя была исполнена из золота и слоновой кости, так напоминающей своим цветом матовое человеческое тело. Величественно выглядело и золотое одеяние, складки пышной, волнообразной туники... 

Дорога к Акрополю напомнила трагедию Сократа. Мы шли мимо Ареопага, расположенного у подножия Акрополя. А вот и пещера – тюрьма, где Сократ, осужденный советом старейшин за отрицание богов, выпил чашку с ядом»…

И как тут не вспомнить известное выражение Альберта Эйнштейна: «Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса». 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
3751
Всесветный Новый год

Всесветный Новый год

Олег Мареев

Подарок на этот чудесный праздник всегда должен быть «аналоговым»

0
4122
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
2412
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
2385

Другие новости