0
7100
Газета Печатная версия

12.03.2019 18:52:00

Как Россия стала империей без имперских амбиций

Новгородская Гренландия

Николай Дорожкин

Об авторе: Николай Яковлевич Дорожкин – кандидат технических наук, член Российского национального объединения историков естествознания и техники, член Союза писателей России.

Тэги: история, российская империя, новгород


история, российская империя, новгород Поморы знали о том, что далеко на северо-западе лежит обширная земля Енгранеланд – так называлась Гренландия. Фото Якова Лейцингера

Есть сведения, что задолго до исторического плавания Колумба русские люди уже успели побывать в Северной Америке, и не только побывать, но и поселиться там. Правда, наши предки не знали, что это Америка. Но, не зная о существовании Америки, люди на Руси знали о том, что далеко на северо-западе лежит обширная земля Енгранеланд – так тогда называлась Гренландия. А о плавании Колумба Москва и Новгород узнали в 1493 году. Сообщили об этом ученый новгородец Дмитрий Герасимов и московские послы в Венеции Данила Мамырев и Михаил Докса.

Коллеги варягов – ушкуйники

Тот же Дмитрий Герасимов и переводчик русского посольства в Дании Григорий Истома при встречах с послом Сигизмундом Герберштейном напоминали ему, что лежащая далеко на севере «земля Енгранеланд прежде была подвластна новгородцам». Как могло такое случиться?

Для начала отметим, что Гренландия (Енгранеланд) принадлежала именно новгородцам. В те времена, до образования централизованного Русского государства, Новгородская земля, которая находилась в северной и северо-западной части территории Руси, была одним из крупнейших территориально-государственных образований в истории Восточной Европы. В период наибольшего развития ее владения, сравнимые по размерам с Римской империей, доходили до Белого моря и распространялись за Уральские горы.

Но каким образом добрались новгородцы до Гренландии? Ничего удивительного. Как известно, еще до 1000 года от Р.Х. норвежские и датские викинги открыли на северо-западе неведомую прежде землю, которая получила название, воспринятое русскими как Енгранеланд. Позже потомки открывателей и поселились там.

А среди викингов были и новгородские «коллеги по профессии» – ушкуйники. Так называли вольных людей, путешествовавших на ушкуях – легких парусно-весельных судах. Они отличались от викингов только языком и происхождением, а род занятий был один и тот же – набеги на прибрежные поселения, грабежи, торговля награбленным и, конечно, плавания по морям и рекам.

Волка ноги кормят, а викинга-ушкуйника – парус, весла и оружие. Добрались морские волки, не зная того, и до Северной Америки.

Однако этим знакомство русских с Новым Светом не ограничивается.

История с имперской географией

За короткое время большая Московия, распространившись на восток, превратилась в огромную Россию. И здесь понадобились южнорусские наследники ушкуйников – казаки. Только здесь, в Сибири, казачество было уже не вольным, а служилым. А мореходного умения им было не занимать…

В 1648 году большие суда-кочи «начальника Анадырской земли» Семена Дежнева и его сослуживца Федота Попова, обогнув Чукотский полуостров, прошли из Ледовитого океана в Тихий по открытому ими проливу между Азией и Америкой, который позже будет назван именем Беринга. А в 1654 году, когда в очередное плавание вокруг Чукотского Носа вышли семь кочей с казаками и служилыми людьми, три из них во время шторма пропали без вести. Однако значительно позже судьба казаков-мореходов несколько прояснилась.

В 1779 году казачий сотник Иван Кобелев узнал, что на Аляске, далеко от побережья, живут русские люди – потомки тех самых анадырских казаков, все же не пропавших тогда в шторм. Местные жители – чукчи и эскимосы рассказывали сотнику, что живут «бородатые люди» в острожке Кымговей, знают грамоту, почитают иконы. Видевший «бородатых людей» чукча даже показал, как они крестятся. Получается, что, открыв Аляску, впервые русские поселились на ней в 1654 году – 365 лет назад.

Более полное исследование и освоение Аляски связано с именем Григория Шелехова. Ученый, купец, кораблестроитель, мореход, промышленник и просветитель в одном лице, он не только организовал здесь Северо-Американскую компанию и создал новый регион России, но фактически основал новую цивилизацию.

Строились города и поселки, мастерские, церкви. Дети алеутов, эскимосов, индейцев-тлинкитов изучали по русским книгам науки и ремесла, читали оды Ломоносова и стихи Державина... Позже к русским владениям на Аляске добавились земли Северной Калифорнии с центром в форте Росс. Деятельность Шелехова продолжил Александр Баранов, достойный преемник «Колумба росского».

Появился новый народ – русские креолы, потомки аборигенов и бородатых пришельцев: казаков, купцов, приказчиков. Полноправные граждане Российской империи, они, не испытывая никаких ограничений,  получали образование, занимались ремеслами и торговлей, становились чиновниками, офицерами армии и флота. Вот, например, креол Александр Кашеваров, флотский штурман, – автор «Атласа вод, омывающих Восточную Сибирь и Аляску», изданного в 1843 году.

Но не только казаки открывали новые пути для России.

«Алоха, Гаваи!»

В ходе первой русской кругосветной экспедиции (1803–1806) на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского в 1804 году наши мореплаватели впервые посетили Гавайские острова. Граф Н.П. Резанов, направлявшийся с дипломатической миссией в Японию, установил отношения с местными правителями Камеамеа и Каумуалии, соперниками в борьбе за власть над всей территорией Гавайев. Уже тогда Каумуалии выразил желание перейти в подданство России, если империя согласится защитить его от посягательств Камеамеа.

Вскоре с островами завязала торговлю Российско-американская компания. В 1816 году ее сотрудник Георг Шеффер основал там крепость-форт «Елизавета». Но к этому времени на острова проникли и американские торговцы в сопровождении военных. Американцы стали угрожать гавайцам прибытием военного флота, если они не изгонят русских с островов. После вооруженного конфликта с американцами Шеффер покинул Гавайи и только в 1817 году смог передать в Петербург свое послание о ситуации на Гавайях и просьбе Каумуалии.

В феврале 1818 года министр иностранных дел Нессельроде изложил окончательное решение: «Государь император изволит полагать, что приобретение сих островов и добровольное их поступление в его покровительство не только не может принесть России никакой существенной пользы, но, напротив, во многих отношениях сопряжено с весьма важными неудобствами. И потому его величеству угодно, чтобы королю Томари (так именовался в документе Каумуалии. – Н.Д.), изъявя всю возможную приветливость и желание сохранить с ним приязненные сношения, от него помянутого акта не принимать, а только ограничиться постановлением с ним вышеупомянутых благоприязненных сношений и действовать к распространению с Сандвичевыми островами торговых оборотов Американской компании, посколику оные сообразны будут сему порядку дел».

Но гавайским опытом не завершились ситуации, когда заморские территории сами плыли под власть русского царя.

20 сентября 1871 года 25-летний уроженец Новгородской губернии, потомок хорунжего казачьего полка, но не ушкуйник и не казак, а естествоиспытатель, этнограф, антрополог, биолог и путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай ступил на берег Новой Гвинеи – огромного острова (второго по величине после Гренландии). Русский ученый, последовательный сторонник равенства всех человеческих рас, прожив среди папуасов около полутора лет, еще несколько раз в течение десятилетия посещал Новую Гвинею, изучая туземный быт, культуру, природные особенности острова.

Известно, что Миклухо-Маклай способствовал развитию папуасского хозяйства – доставил знакомым племенам семена кукурузы, арбузов и дынь, несколько пар крупного и мелкого рогатого скота, кур. После его визитов у папуасов оставались металлические изделия – ножи и топоры. По свидетельствам современных ученых, побывавших на Новой Гвинее, в языке папуасов сохранились некоторые русские слова. И эти земли вполне могли стать территорией Российской империи.

В 1882 году Миклухо-Маклай на аудиенции у императора Александра III предложил учредить в Новой Гвинее российскую колонию. Целесообразность ее появления ученый обосновывал геополитической выгодой для России. Александр III взял время на раздумье, итогом которого стал отрицательный ответ.

В 1886 году Миклухо-Маклай вновь добился приема у Александра III все с тем же вопросом – основать русское поселение на Папуа в противовес Германии. В этот раз Александр III поручил разобраться в вопросе специальной комиссии. Но чиновники зарубили проект из-за возможных внешнеполитических осложнений и чрезмерных затрат. В итоге царь вынес вердикт: «Считать это дело конченым. Миклухо-Маклаю отказать». Ходил даже слух, что устно император добавил: «Еще только черных нам не хватало!» 

Без заморских территорий

Таковы были имперские амбиции России. Новгородцы когда-то уступили далекую Гренландию датчанам, предпочтя более близкие и доступные территории. Александр I отказался от Гавайских владений – сейчас это один из штатов США. Александр II продал Аляску Америке, а Калифорнию – американскому купцу. Александр III пренебрег Новой Гвинеей, тем самым уступив ее англичанам, – нынешнее государство Папуа – Новая Гвинея входит в число стран Британского содружества, где главой является английская королева.

Сейчас у России заморских (заокеанских) владений нет. Не считать же таковыми северные острова и архипелаги, находящиеся в российских арктических владениях, или дальневосточные острова – Сахалин, отделенный от суши Татарским проливом, и острова Курильской гряды, которые суть не что иное, как продолжение Камчатки.

Да, все эти острова – наши. Но это не значит, что на них никто не может претендовать. И если государственный секретарь США в администрации президента Билла Клинтона Мадлен Олбрайт возмущалась тем, что Сибирь (материковая территория!) принадлежит только России, то что уж говорить о наших островах… 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В начале были реки

В начале были реки

Отечественное судоходство от Петра Великого и далее

0
2257
Достижения вместо свалок

Достижения вместо свалок

Советское окно во внешний мир

0
676
Современник и даже соучастник

Современник и даже соучастник

Юморист и биограф Александр Хорт дотошно и подробно изучил творческий и жизненный путь Надежды Тэффи

0
2107
А из нашего окна…

А из нашего окна…

История восьми романов литераторов с Москвой

0
298

Другие новости