Газета Печатная версия

28.12.2018 00:01:00

В обшивке МКС обнаружено отверстие, проделанное сверлом (1)

Экипаж Международной космической станции успел его заделать, но вариант с диверсией не исключен

Тэги: космос, мкс, корабль союз, эндрю фойстел, ричард арнольд, серина ауньенчэнселлор, александр герст, олег артемьев, сергей прокопьев, дмитрий рогозин, nasa

космос, мкс, корабль союз, эндрю фойстел, ричард арнольд, серина ауньен-чэнселлор, александр герст, олег артемьев, сергей прокопьев, дмитрий рогозин, nasa Пристыкованный к МКС корабль «Союз», в котором и было обнаружено отверстие неизвестного происхождения. Фото NASA

29 августа была обнаружена утечка воздуха на Международной космической станции (МКС). 30 августа это было подтверждено официально. Причиной неполадок стала дыра в обшивке пристыкованного к МКС российского космического корабля «Союз». Сразу же космонавты обработали трещину герметиком, отверстие было заделано. Сначала на земле предположили, что причиной появления дырки стал метеорит, но вскоре стало ясно, что это дыра от сверла.

В тот момент на борту МКС находился экипаж из шести человек: американцы Эндрю Фойстел, Ричард Арнольд и Серина Ауньен-Чэнселлор, немец Александр Герст и россияне Олег Артемьев и Сергей Прокопьев. Течь первым обнаружил немецкий астронавт Александр Герст.

Согласно инструкции, на случай нештатной ситуации весь экипаж собрался в российском сегменте – там есть станции для связи с американским и российским центрами управления полетами. По некоторым данным, в этот момент мог решаться вопрос об эвакуации экипажа.

Почти сразу же техническая, казалось бы, проблема переросла в политическую. Дело в том, что обнаруженное отверстие было просверлено не с первого раза – остались следы от соскочившего сверла. Так часто бывает, когда сверлят без упора, предварительно не накренив место будущего отверстия. Интриги добавлял тот факт, что до этого инцидента корабль «Союз» был уже два месяца пристыкован к МКС и все было герметично.

Чисто теоретически дыра в обшивке – кстати, в том месте, где она проделана, толщина обшивки составляет 4 мм – могла появиться в трех пунктах пребывания корабля: 1) в цехах РКК «Энергия», где отсек готовился; 2) на космодроме Байконур; 3) непосредственно на орбите.

По горячим следам 3 сентября версию о том, что отверстие в космическом корабле было просверлено уже на орбите, первым высказал глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. При этом Рогозин с самого начала утверждал, что дыра «точно возникла не на стадии производства», но «по просьбе администрации NASA» он не будет озвучивать собственные предположения. Пикантность ситуации придает и тот факт, что Дмитрий Рогозин находится под санкциями и ему запрещен въезд в США, Канаду, Швейцарию и ЕС.

Однако анонимные «высокопоставленные источники» сообщили, что Роскосмос запрашивал у NASA биометрические данные астронавтов, но американцы отказали по соображениям врачебной тайны. Официальная позиция NASA, согласованная с Роскосмосом, – никаких комментариев не давать до завершения расследования. Впрочем, это не помешало NASA опубликовать фотографии дыры в «Союзе». Дошло до того, что опровержения давали сами космонавты прямо с орбиты.

Возвратившийся в октябре с МКС на Землю экипаж корабля «Союз МС-08» привез с собой пылевой фильтр с корабля «Союз МС-09», в обшивке которого обнаружили дыру. В ракетно-космической отрасли отметили, что с помощью пылевого фильтра специалисты попробуют установить, как именно была сделана дыра. Космонавты сделали пробы мазков из отверстия и вокруг него. В лаборатории эксперты проведут расследование и постараются выявить, не содержатся ли в составе пыли следы алюминия, из которого сделан герметичный бытовой отсек. В случае если алюминий будет обнаружен, это будет говорить о том, что отверстие было проделано в условиях орбитального полета, отмечал собеседник РИА Новости.

Однако пока никаких результатов проведенного расследования обнародовано не было. Так что история с дырой в «Союзе» стала едва ли не самой таинственной в истории космонавтики. И уж точно первой, в которой обсуждалась – пусть даже и в предположительном плане – возможность злонамеренной диверсии на обитаемом объекте, находящемся в космическом пространстве.