0
3335
Газета Печатная версия

09.10.2018 17:28:00

Как заставить микроорганизмы вести между собой войну на уничтожение

Убить заразу изнутри

Тэги: генетика, насекомые, биология, микроорганизмы


генетика, насекомые, биология, микроорганизмы Даже кровососущие комары могут приносить пользу – надо только их генетически модифицировать. Фото Владимира Захарина

Из Австралии пришло сообщение о том, что генетически модифицированные комары позволили полностью ликвидировать в городке Таунсвиль лихорадку денге (за четыре года в городке было отмечено 54 случая этой лихорадки). Руководителем работы был известный специалист в области молекулярной экологии Скотт Онейл, а среди авторов можно видеть имя Андрея Селезнева.

Ученые использовали для заражения комаров бактерию вольбахию (Wolbachia), которая в норме не инфицирует комаров Aedes. Вольбахия поедает в кишечнике комаров других бактерий и вирусов, что приводит к невозможности комара переносить вирус денге. В своей статье в журнале Molecular Ecology ученые отмечают положительный эффект «высвобождения» вольбахии в среду.

По другую сторону Тихого океана, в Калифорнийском университете г. Дэвис, подвергли пересмотру давний анализ «гена речи». В этом гене еще в 2002 году открыли изменения, которых нет у шимпанзе. Мутация в гене была открыта при наблюдении за членами большой семьи, в которой на протяжении трех поколений сохраняются речевые нарушения. Причем эти нарушения не влияют на развитие интеллекта. Изменения, как предполагалось, характерны для человека и чуть ли не мгновенно распространились среди «выходцев из Африки». Калифорнийцы, которым помогали ученые Гарварда и расположенного рядом Массачусетского технологического института, не подтвердили влияния гена на развитие человеческого языка.

Однако с этим выводом не согласны сотрудники Мюнхенского университета, указавшие на то, что в той работе говорилось о гене речи, а не языка вообще, кодирующем белок транскрипционного фактора, который важен для считывания-транскрипции гена. Фактор играет большую роль в эмбриональном развитии нервной системы и, в частности, отвечает за рост и ветвление нервных отростков.

Эмбриональное развитие может нарушаться блокированием другого транскрипционного фактора, вызываемого действием печально известного лекарства талидомид. Особенно агрессивно действие талидомида проявляется на четвертой–восьмой неделе беременности, когда у плода начинается формирование конечностей и легких. Женщинам это средство прописывали, чтобы справиться с приступами утренней тошноты, вызываемой реакцией иммунных клеток против плода.

Но талидомид в силу своего специфического действия на развитие иммунных клеток после 1980 года обрел вторую жизнь как средство борьбы с ВИЧ, микробами и некоторыми формами рака крови (миеломами). По мнению специалистов женского госпиталя в Бостоне, о тератогенности талидомида давно забыли, так как неясна молекулярная природа развития врожденных уродств.

В то же время выяснилось, что он и подобные ему лекарственные средства вносят существенный разлад в широкую транскрипционную сеть, управляющую внутриутробным развитием плода, его кистей и стоп, внутреннего уха и глаз, а также сердца. Интересно, что действие талидомида проявляется исключительно у человека и приматов, но не у грызунов и рыб. Вот почему проверка его на мышах и крысах дала зеленый свет для применения у беременных женщин.

В журнале Nature опубликована статья, полученная из Института медицинских исследований в Мельбурне. Сотрудники института после перебора четверти миллиона кандидатов создали «малую молекулу» (small molecule), блокирующую другой аспект геномной и клеточной биологии. Известно, что прежде чем начать транскрипцию-считывание того или иного гена, его необходимо «развернуть». Дело в том, что геном в большей своей части находится в неактивном состоянии. Это означает, что ДНК плотно намотана на белковые (гистоновые) «шпульки», и этот комплекс называется «нуклеосома». Разматыванию ДНК способствует фермент лизин-ацетилтрансфераза (КАТ – он очень важен для структурной организации и функции хроматина). Один из вариантов КАТ занимает «почетное» место в списке генов, ответственных за клеточные аномалии.

Химики института в Университете Монаш, перебрав 243 тыс. вариантов различных молекул, создали молекулу, которую назвали WM. Ее действие в наномолярных концентрациях приводит к выходу из клеточного цикла делений. Клетки при этом показывали изменения, которые характерны для выключения гена упомянутого КАТ, и «благополучно» старели, утеряв способность к делению.

Обнадеживающим является также и то, что WM не «рвет» цепи ДНК. Это обещает отсутствие побочных эффектов, поскольку не затрагивается развитие стволовых клеток в костном мозге. Действие WM успешно опробовано на одной из мышиных моделей, что обещает неплохие перспективы использования ингибиторов КАТ как новой перспективной стратегии лечения.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Могут ли думать организмы, лишенные мозга

Могут ли думать организмы, лишенные мозга

Виталий Антропов

Как Вселенная экспериментирует с мыслящей материей

0
20011
Метеоритные удары по планете не прошли даром

Метеоритные удары по планете не прошли даром

Игорь Лалаянц

Катастрофизм в истории возникновения жизни на Земле играл далеко не последнюю роль

0
16368
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
3410
Объяснены функции микроРНК, определяющей развитие организма

Объяснены функции микроРНК, определяющей развитие организма

Игорь Лалаянц

Жизнь – это элементарно

0
29374

Другие новости