Один из многих вариантов будущей лунной базы. Изображение ESA/AOES Medialab
С самого начала космической эры все достижения в космической деятельности так или иначе связаны с политикой. Когда же дело доходит до попыток освоения космических тел, речь идет уже о геополитике. Своими взглядами на геополитику в отношении Луны в беседе с журналистом Николаем ДОРОЖКИНЫМ делится доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник РКК «Энергия» им. С.П. Королева Олег ЦЫГАНКОВ.
– Олег Семенович, область ваших производственных и научных интересов – внекорабельная деятельность (ВКД) в космических условиях. Работа и жизнь на лунной поверхности – один из видов будущей ВКД. Как вам представляется проблема освоения Луны?
– Эволюция отношения человечества к Луне выстраивается в такой временной ряд: наблюдение, дистанционное изучение, непосредственное контактное исследование, территориальное освоение, промышленное использование, экологически оправданные преобразования, обживание. При этом начало последующей фазы не означает прекращения предыдущей, так как национальные лунные программы могут находиться в разных фазах реализации.
Опыт кратковременного пребывания homo sapiens на Луне имеется. Обеспечение же безопасного, сравнительно длительного периода жизни на Луне, сопряженного с продуктивной исследовательской деятельностью и колонизацией «седьмого континента», потребует иных подходов и таких технических средств, которых сегодня не существует.
– Каковы притязания ведущих держав на освоение Луны?
– Проект «Договора о Луне», подготовленный ООН в 1979 году, где была сделана попытка запретить коммерческое использование небесных тел, включая Луну, так и остался проектом. США, СССР, Китай, Индия и Япония его не подписали, что свидетельствует о намерениях этих государств сохранить за собой приоритет в использовании природных ресурсов небесных тел, в том числе и Луны. В исторической перспективе Луна становится целью колонизации и одновременно попадает в сферу геополитики как концепции, объединяющей политические, географические и исторические факторы, оказывающие влияние на ресурсный потенциал и геополитику государства.
– Применительно к Луне, наверное, точнее был бы термин «селенополитика»?
– Термин «геополитика» широко употребляется в СМИ, причем он нередко используется произвольно и неадекватно сущности этого понятия. В наше время этот термин настолько политизировался, что его содержание можно обозначить как «геостратегия» или «политстратегия». В таком случае для перспектив колонизации Луны вполне применима формула: селенополитика = политика + селенография + история.
Цели и задачи освоения Луны и сопутствующие им научные, технические, технологические, биологические, экономические, социальные проблемы, раньше или позже, будут человечеством разрешены, как и проблемы Земли, решаемые за счет освоения Луны. Но исследовать и осваивать Луну будет не человечество в целом, а космические агентства и страны.
Для России освоение Луны неизбежно. Сегодня претендовать на ведущее место в мире без определенных успехов в космической деятельности вряд ли возможно. Это подтверждается такими примерами, как исторически запоздалое подключение к космической деятельности стран Западной Европы, Китая, Индии, Бразилии. Страны, приступающие к освоению Луны раньше и успешнее других, окажутся в перспективе в более выгодном стратегическом положении.
– Если более одного государства будут располагать научно-техническим потенциалом для регулярных полетов на Луну, значит, она станет вновь ареной космического соперничества…
– Да, на международное сотрудничество космические агентства государств идут скорее в своих национальных интересах, чем в интересах общей задачи, стремясь таким путем повысить собственный рейтинг в космической деятельности. Поэтому надежды на международное сотрудничество в условиях политической и национальной разобщенности не представляются оптимистичными.
Суборбитальный десантный аппарат «Лунник-1». |
Существует вероятность того, что, несмотря на Договор по космосу 1967 года, поверхность Луны может быть разделена наиболее успешными в космонавтике странами на лицензионные участки, которые будут сдавать в аренду на правах первопроходцев. Это приведет к новой юридической действительности. Таким образом, нельзя исключить появления «политической карты Луны». Введение автором в оборот этого термина (см. «НГ-науку» от 09.04.07; журнал «Полет», 2007. № 11) продиктовано стремлением побудить российское научное сообщество к осмыслению данной проблемы и выработке идей и концепций проективной селенополитики, которые вели бы к обретению Россией достойного места на политической карте Луны.
Ввиду существующей политической и экономической обстановки вопрос о международной программе исследования и освоения Луны и участия в ней России на сегодня остается открытым. Российская лунная программа не предусматривает интеграции в какую-либо международную лунную программу. Независимость отечественной лунной программы от иностранных участников – своего рода залог независимости в геополитике, которую Россия будет осуществлять при освоении Луны. Отсутствие международной кооперации будет стимулировать конкуренцию в космической деятельности на Луне. Не поддерживая гонку, все-таки не хотелось бы дать легко обойти себя конкурентам.
– Некоторые публицисты уверяют, что такая конкуренция не предвидится, поскольку американцам Луна не интересна, а другие члены космического клуба – Китай, ЕКА, Индия, Япония – свои лунные программы не форсируют, сроки же их реализации совпадают с нашими, указанными в отечественных директивных документах.
– Наш первый спутник, полет человека и выход в открытый космос – пример неожиданного прорыва для остального мира! Это примеры исторические.
А вот аргументы современные. Рывки в области электроники и материаловедения могут приблизить сроки, заявляемые сегодня потенциальными конкурентами. И еще аргумент: включение частного капитала в космическую деятельность меняет ситуацию. В странах-конкурентах это может произойти быстрее и более широко, чем если бы это развивалось у нас. Игроков становится больше, а не только СССР и США, как это было. Реализация идей частными фирмами может принести значительные плоды. Например, космический лифт, который сулит качественный прорыв в технологии высадки на небесные тела.
А вот пример для сотрудничества. Строительная землеройно-транспортировочная техника будет востребована при реализации любой национальной программы освоения Луны. Страна, опередившая других в создании такой техники, станет непременным соучастником освоения Луны, предоставляя свою технику.
Перспективен проект сотрудничества России и Республики Беларусь в рамках Союзного государства. На основе российского опыта создания луноходов и белорусского опыта тракторостроения и производства карьерной техники мог бы осуществиться проект создания строительной машины для эксплуатации в природных условиях Луны.
– По принятой в геополитике аналогии, на планете Земля разыгрывается шахматная партия, которой не видно конца…
– Да, меняются игроки, социальные устройства общества, декларируемые ценности и технологии.
В нашем случае меняется сама шахматная доска, а смысл, цели и правила игры, суть мировой политики – борьба за ресурсы – остаются, что неизбежно ведет к тому или иному виду столкновения интересов на геополитической арене. Поэтому принцип формирования геополитической (селенополитической) структуры для Луны останется в том виде, как он сформировался на Земле, до самого завершения процесса глобализации и установления единого мирового пространства.
Популярная гипотеза Сэмюэля Хантингтона о современном противостоянии цивилизаций вряд ли затронет Луну на начальном этапе ее освоения. На самом деле противостоящие стороны предпочтут борьбу за свои геополитические интересы и за свою долю в разделе мирового продукта, включая лунные территории.
Уровень деловой предприимчивости отечественного частного капитала при благоприятных условиях тоже мог бы подняться, как при освоении Сибири. Не зря существует вполне реалистичное предположение, что освоение астрономических объектов Солнечной системы будет прерогативой частных компаний.
– Освоение земного шара шло по рекам, морям и океанам. Вода и ветер вели челны и корабли первооткрывателей. А на Луне воды нет…
– Но земляне могут внедрить на Луне вторую по исторической значимости рукотворную транспортную систему – железные дороги. Трудно переоценить роль и значение железных дорог в прошлом и настоящем для индустриализации, становления промышленности, объединения сырьевых и производящих районов, а также всех видов торговли на Земле. Возможно, что железнодорожные коммуникации получат широкое развитие на нашем небесном спутнике благодаря их многофункциональности: от экскурсионных поездов до мобильных ракетных комплексов, тем более в отсутствие на Луне водных путей сообщения, кораблей и флотов.
Россия, как центральная держава суши – Heartland – в парадигме земной геополитики, с полным основанием могла бы стать лидером на полностью сухопутной Луне. Для территориального изучения и освоения Луны в глобальном масштабе необходимо обеспечение доступа в любую селенографическую зону. При крайне пересеченном лунном рельефе дальние и длительные путешествия грунтовым транспортом не будут продуктивными или возможными. Даже при оптимизированных транспортных средствах будущего это может растянуться на многие годы за пределы текущего столетия.
Посадка с селеноцентрической орбиты во множество представляющих интерес точек лунного глобуса вряд ли целесообразна как с технической, так и с экономической точки зрения. Хотя имеются теоретические обоснования и наработки в области материалов по тросовым системам и «космическим лифтам».
Исходя из предположения, что Луна все-таки будет изучаться, исследоваться и осваиваться в качестве «седьмого континента» Земли, считаю назревшим для активного обсуждения вопрос о создании суборбитальной ракетной авиации и концептуальной разработке таких летательных аппаратов, которые позволят оперативно осуществлять десантные исследовательские экспедиции в отдаленные от базы районы Луны. Облик суборбитального «Лунника» в пассажирском и грузовом вариантах приведен на рисунках как прообраз аппаратов, которые обеспечат возможность отстаивать геополитические интересы России на Луне.
Участок Моря Спокойствия на Луне, граничащий с горным районом. Иллюстрация из архива О.С. Цыганкова |
В не меньшей степени, чем на Луне, суборбитальная ракетная авиация может быть востребована при исследовании Марса, да и на Земле она нашла бы свою нишу.
– В следующем, 2017 году исполняется 150 лет, как Россия лишилась Аляски…
– Власти России были уверены, что продали и хорошо сделали. Считалось, что никогда бы у нас руки до Аляски не дошли, так вечно она и лежала бы неосвоенной. Редкая недальновидность, и не последнюю роль в этом сыграло неверие в свои силы и возможности. Важно помнить об этом в деле освоения Луны.
Хочется надеяться, что к 40-м годам текущего столетия будут выдержаны директивные сроки наших планов. Они таковы: 2016–2025 – АМС «Луна-25, -26,
-27, -28» проводят анализ грунта и выбор района для обитаемой станции; 2025–2030 – на окололунной орбите экипаж без высадки на Луну; 2030–2040 – высадка экипажа на поверхность, сооружение первых элементов инфраструктуры обитаемой станции.
Выбор места дислокации Лунной станции – это уже начало конкуренции. Для корректного решения задачи нужны достоверные данные о рельефе и микрорельефе, о составе и физико-химических свойствах реголита в предполагаемых зонах, которые могут быть получены в процессе исследований. Ведущие критерии для выбора: возможность экстренного отлета к Земле – районы в области экватора; постоянная освещенность и вероятность наличия воды – области в районах Южного или Северного полюса, уникальные даже для Солнечной системы; возможность использования транспорта с колесными движителями – ландшафт умеренной волнистости; для геологических исследований – границы морских и горных районов, как, например, участок Моря Спокойствия (см. фото).
Со временем на Луне станет актуальной проблема границ. Тип демаркации будет зависеть от политической ситуации. Границы могут быть демаркированы по принципу «линии» или «зоны». Карты, картографирование, топографо-геодезическое обеспечение являются одним из неотъемлемых и опережающих этапов изучения и освоения Луны. Детальное картографирование территории дает первоначальный посыл для ее освоения и установления границ.
Здесь уместно и интересно замечание члена экипажа «Аполлона-17», профессионального геолога Шмитта о том, что кратеры на Луне трудно было отличать друг от друга, орбитальные фотокарты не совпадали с рельефом, нельзя было узнать ни одну примету. Поэтому крупномасштабные топографические карты будут активно востребованы при проведении любых работ на поверхности Луны.
– А как насчет экологии, о которой сейчас так много пишут и говорят?
– В сложном комплексе проблем освоения Луны важными являются экологические проблемы, обусловленные сохранением окружающей среды. Это должно быть связано со стремлением использовать зеленые технологии как совокупность лидирующих современных технологий, с экологизацией техники и космической деятельности на Луне.
Экологию как научно-практическую дисциплину, изучающую и регламентирующую взаимодействие с окружающей природной средой, целесообразно дифференцировать по направлениям: селеноэкология – взаимодействие искусственных инженерных объектов с природой Луны; биоэкология – взаимодействие организмов с природой Луны (опираясь на факт обнаружения жизнеспособных микроорганизмов в открытом космическом пространстве – на поверхности МКС, исключить возможность адаптации их к лунным условиям уже нельзя); социоэкология – взаимодействие человека, социума с природой Луны. Россия вполне может стать идейным и технологическим лидером зеленого освоения Луны.
Космическая деятельность – показатель научно-технической состоятельности страны, ее авторитет и место в мире, что бы там ни говорили о других, действительно тоже важных показателях. Репутация в космонавтике дорогого стоит в других отраслях, повышает привлекательность страны для научного сообщества и коммерческих партнеров. А Луна – полигон для отработки общих принципов колонизации космического пространства и технологии жизни «вне Земли».