Москва отдыхает. Питер торжествует. Роль скандальной столицы Питер взял на себя.
Премьеру "К-19" ничто в этом сезоне уже не превзойдет. Такого не бывало никогда. Американский фильм в императорском театре. В Мариинке.
Лени Рифеншталь встречали цветами в день нападения Гитлера на Советский Союз. Казалось, это - предел питерского гостеприимства. Нет, не предел. Можно еще показать в главном городском театре американский фильм о мертвых русских подводниках, от которого подводники со скандалом открестились. А в Москве все тихо.
Гастроли пошли. Те, кто побывал на "Тоске" удивятся, и скажут: "Пааазвольте!" Для них гастрольный сезон уже открыт. Но девятый вал ударил на неделе. La Scala и "K-19", "42 стрит" и "Смоки"... Еще не все.
Москва - большая деревня. Если Ла Скала приедет - то балет (а не опера). Если музей - то из Белграда. Мюзикл - тот, что идет аж с 1979 года. Первый показ - не Харрисон Форд, главный герой и народный любимец, а Кэтрин Бигелоу (кто такая? не каждый вспомнит). То есть большая сельская дискотека на главных сценах Москвы. Но это на первый взгляд.
Ла Скала - это Россини, Россини и Россини еще раз. А потом - все остальное (то есть балет). Таким Ла Скала кажется меломану. Но любитель балета знает, что Ла Скала - театр с богатой танцевальной традицией. Для него работали знаменитые современные балетмейстеры от Баланчина до Нуреева. Сэр Кеннет МакМиллан - из тех, кого можно назвать легендой. Так что главное событие в октябрьской программе Ла Скала - четырехдневное выступление в Москве, в Большом, с 11 по 14 октября. Оно посвящено десятилетию со дня смерти МакМиллана. Лучше поздно, чем никогда...
"Делатель вдов" - корявое словосочетание. Поэтому "K-19: The Widowmaker" по-русски зовется просто "K-19". Фильм изображает Россию такой, какой ее хотят видеть сегодня американцы: довольно дикой, но не вражеской страной. Ну и пусть сам Форд в дикую Москву лишний раз не приехал. Зато фильм на экраны скоро выйдет... с помпой, с какой только в России встречают чужое кино про своих покойников.
Белградский национальный музей, конечно, не свет в окошке. По сравнению с Центром Помпиду или МОМА, или... (дальше можно назвать добрую сотню музейных коллекций). Но ни МОМА, ни Помпиду не стремятся в Россию с этапными выставками. А сербские друзья всегда готовы помочь. Так давно уже не было в Москве хорошей западной музейной выставки. И вот она наконец - "От барбизонской школы до классического авангарда". Самые яркие работы из Белграда. С сегодняшнего дня - в Пушкинском музее.
Последние годы приучили к осторожности. Потому что слишком часто "громкое событие" при проверке оказывается шумом вокруг выеденного яйца. Поэтому прежде чем пойти на "гастроль", вспомните хорошее русское правило. Семь раз прочти, один раз сходи.