Симфонический оркестр - чуть ли не главный критерий музыкальной культуры города или страны. Ситуация с оркестрами в Москве почти катастрофическая. Практически разваленный ГАСО, дальнейшая судьба которого в связи с новым худруком неизвестна. Несколько застарелый, наскучивший своим пресловутым "характерным" звуком БСО (впрочем, приближающийся фестиваль, посвященный юбилею Федосеева, покажет). Самый раскрученный и продаваемый РНО, о судьбе которого теперь непонятно что и думать - по последним сведениям, вопрос об уходе Спивакова будут решать оркестранты голосованием. В случае если они проголосуют "за" Спивакова, директор оркестра Сергей Марков обещает уйти из оркестра┘ Есть еще некоторое количество менее известных оркестров, которые мелькают то там, то тут и особой ценности, как правило, не представляют. В такой ситуации появлении нового оркестра - явление чрезвычайно важное. Становится интересно. И интерес еще подогревается названием - Русский большой симфонический оркестр "Миллениум". Да еще интригует и заранее настраивает на мажорную тональность тот факт, что главный дирижер - ученица великого Ильи Мусина. Правда, о невысокой японке Томоми Нисимото, кажется, мало кто слышал, но определенные надежды, связанные с ее обучением в питерской консерватории, возникают.
Оркестр "Миллениум" 22 сентября дал в Большом зале консерватории свой третий концерт. Были исполнены Вступление и "Смерть Изольды" Вагнера, "Павана" и "Античный менуэт" Равеля и - ни много ни мало - пятая симфония Шостаковича.
В общем-то программа, что называется, на любой вкус. "Красивое", "понятное" первое отделение и сложнейшее (и для исполнения, и для восприятия) второе.
Первое отделение Нисимото пыталась расположить к себе публику. По большей части тщетно. Причем виновата была в этом не публика, не дирижер, а в основном сам оркестр. Средний возраст оркестрантов около 40 лет. Довольно профессиональные, привыкшие к разным дирижерам оркестранты просто не захотели, что называется, выложиться на все сто. К сожалению, результатом стало довольно затянутое "Вступление", а "Смерть Изольды" вообще успела надоесть. Немного исправилось положение в Равеле - музыка разнообразнее, публика немного оживилась, ответила Нисимото зарядом положительных эмоций, и в результате исполненный в конце первого отделения впервые в Москве "Античный менуэт" стал самым удачном номером концерта. Пятую симфонию Шостаковича же, на мой взгляд, может осилить лишь дирижер, работающий со своим оркестром долгое время. Слишком велика в ней глубина. Слишком много смысла, да и чисто технических трудностей.
Однако, несмотря на то что в музыкальном плане концерт событием не стал, приятное впечатление от него осталось. У Томоми Нисимото безусловно есть все шансы стать по-настоящему хорошим дирижером. Другой вопрос, ответит ли ей взаимностью оркестр, найдут ли они общий язык. А это можно будет узнать как минимум в конце сезона, потому что после третьего концерта говорить об этом еще слишком рано.
Перед концертом маэстро Нисимото (с помощью переводчика) ответила на несколько наших вопросов в артистической Большого зала консерватории.
- Скажите, пожалуйста, не трудно ли человеку, выросшему в музыкальной культуре, столь далекой от русской, заниматься русской музыкой?
- Русская музыка - это настоящее мировое сокровище. В Японии к ней относятся с большим уважением. Поэтому никаких специальных проблем у меня не возникает. Я ее очень легко воспринимаю еще и потому, что очень люблю ее.
- Томоми, где вы учились?
- Сначала у своей матери, она была певицей. Брала уроки фортепиано. Я много слушала музыки, и разной иностранной - немецкой, французской┘ Мне было около 4 лет, когда я услышала русскую музыку и подумала, что обязательно поеду в Россию когда-нибудь. Потом я окончила Осакскую консерваторию по классу композиции, работала в Осакской опере ассистентом дирижера, а затем поехала учиться в Ленинградскую консерваторию. Там училась у Мусина.
- В России очень мало женщин-дирижеров. Фактически известна только Вероника Дударова. В Японии это тоже редкость?
- Есть женщины - дирижеры камерных оркестров или хора, довольно много. А симфонических и оперных, по-моему, тоже очень мало.
- Оркестранты вас слушаются?
- (По-русски.) Очень карашо!